НОВОСТИ И АНАЛИТИКА

РАПСИ. Санкции: ограничения вне правовой зоны

2024-06-24 21:13 СМИ РАПСИ
Вячеслав Ушкалов, управляющий партнер Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» для Российского Агентства Правовой и Судебной Информации о том, как включение в санкционный список может отразиться на работе компаний и жизни физлиц, какие реальные ограничения появляются?

Как включение в санкционный список может отразиться на работе компаний и жизни физлиц, какие реальные ограничения появляются?

Вячеслав Ушкалов:

«Здесь все зависит от вида санкций. Самыми тяжелыми являются блокирующие санкции. Попадание в такой санкционный список в первую очередь влечет заморозку активов подсанкционного лица, которыми такое лицо располагает в странах, которые ввели санкции или присоединились к ним, а также ограничение совершения таким лицом операций в банках указанных стран. Указанным лицам запрещено оказывать какие-либо (прежде всего, банковские) услуги (за некоторыми небольшими исключениями) или продавать им товары, а также действовать в интересах таких лиц.

Частным случаем блокирующих санкций являются персональные санкции - попавшие под них лица числятся в так называемом SDN-листе (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List). Эти санкции предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в SDN-лист (фактически представляющий из себя черный список).

Если это секторальные санкции (распространяются на компании), то попадание в их список лишает подсанкционных лиц привлекать финансирование от лиц, происходящих из стран, которые ввели санкции или присоединились к ним. В частности, последние не вправе (полностью или на определенных условиях) давать подсанкционным лицам займы/кредиты, приобретать их акции или облигации, приобретать у них товары. Как правило, секторальные санкции распространяются на банки, предприятия нефтяной, энергетической и оборонной отраслей.

Опасность работы с подсанкционными лицами состоит в рисках взыскания с таких стран астрономических штрафов в странах, которые ввели санкции или присоединились к ним. Главным оружием в данном случае выступают мировые валюты – доллар и евро. Именно расчеты в этих валютах влекут наибольшие риски.

Всем, кто сегодня ведет деятельность, связанную с США или ЕС и их союзниками (например, экспортирует или импортирует продукцию), необходимо проверять соответствующие санкционные списки, проводить санкционный аудит компании (своей и контрагента) или санкционный duediligence проекта. Это связано с так называемыми вторичными санкциями – ограничениями, применяемыми к лицам, которые взаимодействуют с субъектами, в отношении которых введены санкции, или участвуют в обходе санкций. Этот вид санкций опасен своей неконкретностью и по этой причине совершенной непредсказуемостью. В этой же связи следует упомянуть, что в санкционной практике работает так называемое «правило 50%», согласно которому любая компания, которая на 50 и более % принадлежит подсанкционным лицам, тоже попадает под эти санкции. В качестве примера риска вторичных санкций можно привести такой: банк откажется проводить платеж, если в цепочке контрагентов поставки окажется компания, в состав органов управления или акционеров которой входит лицо, связанное с лицом, внесенным в SDN-лист (или даже просто косвенно контролирующее такую компанию). Причем для того, чтобы остановить платеж, достаточно обычного (даже безосновательного и надуманного) подозрения.

Проверить, попал ли заказчик под санкции, можно на официальных сайтах соответствующих государственных органов стран, которые ввели такие санкции. Например, в США это сайт Управления по контролю за иностранными активами (OFAC), в Великобритании – сайт Министерства иностранных дел и международного развития, в ЕС – сайт Совета Евросоюза. На сайтах зарубежных регуляторов публикуются санкционные списки. Также некоторую информацию можно почерпнуть на сайте ТПП РФ, где размещена информация об актах государств, которые ввели санкции, о введении ограничительных мер против российских компаний и физических лиц.»

Например, человек попал в список накануне поездки за границу — стоит ли ехать? Если, например, "дружественная" Турция? А если - "недружественная" Франция?..

«Если попал в SDN-лист, то в недружественные страны вообще могут не впустить (запрет на въезд), а в дружественных можно получить проблемы в местных банках, которые, как правило, не горят желанием отказываться от расчетов в токсичных для подсанкционных лиц валютах и, как следствие, уплачивать штрафы в бюджет США и ЕС. Выходом для таких лиц могут стать только российские банки, работающие в соответствующих странах (например, ВТБ работает в Турции). Эти лица не смогут вести какую-либо деятельность за рубежом (достаточно вспомнить российских артистов и спортсменов), выступать на международных форумах и конференциях.

Немаловажно еще и то, что даже если само лицо не имеет активов за рубежом, под удар могут попасть связанные с ним лица (прежде всего контрагенты), которые находятся за границей. Для них попавшее в SDN-лист лицо становится токсичным и они будут вынуждены прекратить или максимально ограничить отношения с ним.»

В санкционных списках оказалось много случайных людей — они задаются вопросом, какие у них теперь ограничения?

«Первая по значимости проблема - блокировка их активов в таких странах, которые ввели санкции или присоединились к ним. Вторая – пользование услугами финансового сектора указанных стран. Из прочих: запрет на въезд на территорию этих стран и невозможность приобретать у лиц из этих стран некоторые виды товаров (например, программное обеспечение, компьютеры) и услуг (например, юридических).

Иногда подсанкционные лица предпринимают попытки исключения их из санкционных списков. Таких путей два – административный и судебный и оба неэффективны - вероятность отмены санкций, в т.ч. в связи с необоснованным включением в SDN-лист, крайне эфемерна. Подавляющему большинству лиц это не удается. Исключения имеются, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило. Сложность в крайней размытости критерия попадания под санкции и фактическому затруднению защиты прав на территории недружественной страны (будет проблема найти местного юриста для защиты своих прав и оплатить его услуги – на это надо будет получать отдельные лицензии).» - комментирует адвокат.

ПУБЛИКАЦИЯ РАПСИ