НОВОСТИ И АНАЛИТИКА

АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ЗАПРЕТИЛИ — СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ПОПРАВКИ В ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СМИ ПРАВО.RU
Право.ru обратился за комментарием к Елене Якушевой, адвокату, партнёру АБ «Плешаков, Ушкалов и партнёры», чтобы разобраться, зачем понадобились изменения в Закон о защите прав потребителей, что именно изменится и как это повлияет на рынок?

Суть поправок:

Совет Федерации одобрил изменения в статью 16 Закона о защите прав потребителей. Законодатель запретил автоматическое согласие на приобретение дополнительных товаров, работ или услуг. Теперь продавцы, исполнители и владельцы агрегаторов не смогут «по умолчанию» включать опции, предполагающие изначальное согласие потребителя — например, заранее проставленные галочки в онлайн-форме.

Поправка направлена на пресечение массовой практики, когда потребителю приходится вручную снимать лишние отметки, чтобы не оплатить то, что он не заказывал. Яркие примеры — онлайн-сервисы по покупке билетов, медицинские приложения, банки и маркетплейсы, где дополнительно включаются страховки, сборы или консультации.

– Что стало причиной принятия поправок? На какую потребность они отвечают?

Елена Якушева: «Законодатель вносит поправку в единственную статью Закона о защите прав потребителей – статью 16 «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)».

Если быть более точным, законодатель дополнил пункт 3 данной статьи указанием на недопустимость проставления продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).

Данная позиция законодателя связана со все более возрастающим спросом со стороны потребителей на онлайн сервисы и услуги, где навязывание дополнительных работ (товаров, услуг) происходит в порядке уже проставленных хозяйствующим субъектом галочек, означающих автоматическое согласие граждан на получение дополнительной услуги (товара, работы), если эти галочки специально не убрать.

В качестве примера можно привести онлайн-сервисы по приобретению ж/д и авиабилетов, оформление медицинских услуг путем одобрения уже выбранных медицинской организацией услуг, оформление различных услуг в банковских приложениях и сервисах, в приложениях по покупке товаров и т.д.

В связи с этим, законодатель отметил возросшее количество жалоб в Роспотребнадзор со стороны потребителей и давно назревшую необходимость урегулировать данные отношения на законодательном уровне.»

– Что принципиально нового появится в регулировании отношений с потребителями?

Елена Якушева: «Никаких принципиально новых положений в Законе о защите прав потребителей на данном этапе не появится.Фактически эта норма работала и ранее, только не на законодательном уровне, а на уровне претензионной и судебной работы потребителя с хозяйствующим субъектом.

Введение же указанного дополнения в Закон, полагаю, уменьшит количество сервисов, содержащих в себе уже проставленные галочки, подтверждающие согласие потребителя на дополнительные услуги (работы, товары).»

– Как эти нормы повлияют на бизнес и граждан?

Елена Якушева: «Кардинального изменения жизнедеятельности граждан и ведения бизнеса со стороны хозяйственных субъектов не произойдёт.

Гражданам будет легче и быстрее вернуть уже уплаченные деньги за навязанные им дополнительные товары (работы, услуги), а хозяйствующие субъекты будут искать новые (скрытые) способы их навязывания потребителю в расчёте на то, что не каждый будет читать закон, спорить и требовать деньги обратно.» - отмечает адвокат

ССЫЛКА НА ПУБЛИКАЦИЮ ПРАВОРУ