Арбитражный суд рассматривает иск Генпрокуратуры России к аэропорту Домодедово, в котором надзорное ведомство требует обратить в доход государства 100% акций холдинга.
По версии Генпрокуратуры, аэропорт находится под иностранным контролем, что нарушает российское законодательство о стратегических предприятиях. Надзорный орган утверждает, что владельцы аэропорта Дмитрий Каменщик и Валерий Коган являются гражданами иностранных государств, а структура владения холдингом не была раскрыта в полном объеме при подаче заявок в ФАС. Вопрос касается соблюдения законодательства об иностранных инвестициях и возможных последствий для активов холдинга.
Комментарий Вячеслава Ушкалова, управляющего партнера Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» для Коммерсант FM:
📌 Есть ли для этого основания?
Речь, судя по всему, идет о законе о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этот закон принят еще в 2008 году. В нем есть положение «Деятельность по обеспечению авиационной безопасности», в которое входит управление аэропортами.
Закон устанавливает, что сделки, связанные с приобретением контроля над такими предприятиями, требуют особого согласования.
📌 Как происходит согласование?
Согласование подается в антимонопольный орган, а предварительное одобрение требуется от правительственной комиссии. В данном случае владельцы не раскрыли до конца структуру владения до конца, что позволило им приобрести контроль над аэропортом в обход закона.
📌 Какие правовые последствия могут быть?
Правовые последствия состоят в том, что сделки, совершенные с нарушением требований этого закона, являются ничтожными. Для ничтожных сделок предусмотрены последствия недействительности, а именно:
📌 Будет ли уголовная ответственность или штрафы?
Закон не предусматривает штрафов. Однако последствием является полное изъятие актива, что, безусловно, является серьезной санкцией.
Коммерсант, впрочем, уточняет, что в деле может быть еще несколько эпизодов. Так, по версии прокуратуры, бенефициары якобы выводили из компании деньги для личных нужд под видом дивидендов. Ведомство не исключает, что часть этих средств были выделены из бюджета на развитие аэропорта. Содержанием иска ознакомилась также газета «Ведомости» и приводит другую цитату. Прокуратура считает, что Каменщик и Коган следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинений и ущерба ее экономике.
Ими саботируются мероприятия по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта, выделяемые государством на эти цели бюджетные средства расходуются бесконтрольно, вследствие чего - они похищаются. Аэропорт «Домодедово» уже заявил, что работает в строгом соответствии с законодательством и сможет дать детальный ответ по существу после изучения иска.
ЗАПИСЬ ЭФИРА
По версии Генпрокуратуры, аэропорт находится под иностранным контролем, что нарушает российское законодательство о стратегических предприятиях. Надзорный орган утверждает, что владельцы аэропорта Дмитрий Каменщик и Валерий Коган являются гражданами иностранных государств, а структура владения холдингом не была раскрыта в полном объеме при подаче заявок в ФАС. Вопрос касается соблюдения законодательства об иностранных инвестициях и возможных последствий для активов холдинга.
Комментарий Вячеслава Ушкалова, управляющего партнера Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» для Коммерсант FM:
📌 Есть ли для этого основания?
Речь, судя по всему, идет о законе о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этот закон принят еще в 2008 году. В нем есть положение «Деятельность по обеспечению авиационной безопасности», в которое входит управление аэропортами.
Закон устанавливает, что сделки, связанные с приобретением контроля над такими предприятиями, требуют особого согласования.
📌 Как происходит согласование?
Согласование подается в антимонопольный орган, а предварительное одобрение требуется от правительственной комиссии. В данном случае владельцы не раскрыли до конца структуру владения до конца, что позволило им приобрести контроль над аэропортом в обход закона.
📌 Какие правовые последствия могут быть?
Правовые последствия состоят в том, что сделки, совершенные с нарушением требований этого закона, являются ничтожными. Для ничтожных сделок предусмотрены последствия недействительности, а именно:
- Государство может взыскать в свою пользу акции или доли, составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.
📌 Будет ли уголовная ответственность или штрафы?
Закон не предусматривает штрафов. Однако последствием является полное изъятие актива, что, безусловно, является серьезной санкцией.
Коммерсант, впрочем, уточняет, что в деле может быть еще несколько эпизодов. Так, по версии прокуратуры, бенефициары якобы выводили из компании деньги для личных нужд под видом дивидендов. Ведомство не исключает, что часть этих средств были выделены из бюджета на развитие аэропорта. Содержанием иска ознакомилась также газета «Ведомости» и приводит другую цитату. Прокуратура считает, что Каменщик и Коган следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинений и ущерба ее экономике.
Ими саботируются мероприятия по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта, выделяемые государством на эти цели бюджетные средства расходуются бесконтрольно, вследствие чего - они похищаются. Аэропорт «Домодедово» уже заявил, что работает в строгом соответствии с законодательством и сможет дать детальный ответ по существу после изучения иска.
ЗАПИСЬ ЭФИРА