Настройка файлов Cookies
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучший опыт работы с сайтом.
Настройка файлов Cookies
Настройка Cookie
Файлы cookie, необходимые для корректной работы сайта, всегда включены.
Другие файлы cookie можно настраивать.
Обязательные cookies
Всегда включены. Эти файлы cookie необходимы для того, чтобы вы могли пользоваться сайтом и его функциями. Их нельзя отключить. Они устанавливаются в ответ на ваши запросы, такие как настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм.
Аналитические cookies
Disabled
Эти файлы cookie собирают информацию, которая помогает нам понять, как используются наши веб-сайты, насколько эффективны наши маркетинговые кампании или как адаптировать наши веб-сайты для вас. Список используемых нами аналитических файлов cookie вы можете посмотреть здесь.
Рекламные cookies
Disabled
Эти файлы cookie предоставляют рекламным компаниям информацию о вашей активности в интернете, чтобы помочь им показывать вам более релевантную онлайн-рекламу или ограничить количество показов одного и того же объявления. Эта информация может быть передана другим рекламным компаниям. Список используемых нами рекламных cookie вы можете найти здесь.
НОВОСТИ И АНАЛИТИКА

FORBES.Кредиторы раскритиковали рост госпошлин в судах для себя и граждан

СМИ FORBES
В России планируют резко увеличить госпошлины за обращение в суд — Госдума рассмотрит изменения во втором чтении.

Профильные организации кредиторов недовольны кратным увеличением размера судебных госпошлин, положения о которых были внесены ко второму чтению в законопроект о налоговых поправках. Ассоциация банков России и Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств в письмах Минэку, Минфину и профильному комитету Госдумы подчеркивают: в текущем виде документ ограничит малообеспеченным россиянам доступ к правосудию. Кроме того, законопроект заставит банки и МФО повышать стоимость кредитов и займов, а производителей товаров и поставщиков услуг — цены. Наконец, из-за высоких пошлин кредиторам станет проще самим инициировать массовые банкротства должников, а коллекторы потеряют интерес к работе с плохими долгами.

Вячеслав Ушкалов, управляющий партнер Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» г. Москвы отвечает на вопросы Forbes:

-Считаете ли вы положения о повышении госпошлин для физических лиц, которые внесены в текст законопроекта ко второму чтению, заградительными и ограничивающими доступ к правосудию для малообеспеченных граждан,

а) выступающих в роли истца,

б) являющихся ответчиками, должниками,

в) обжалующих решение суда в вышестоящих инстанциях

особенно с учетом того, что понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на проигравшую сторону?

Судя по размерам взлетевших по экспоненте сумм, если целью законопроекта и было затруднение доступа к правосудию (и разгрузка таким способом судебной системы), то оно явно было вторичным. Первичными явно были фискальные интересы. Но вторая цель тоже достигнута и успешно поражена.

-Ассоциации и СРО различных кредиторов в письмах в ГД, АП и Минэк предлагают наделить банки правом издавать банковские приказы, которые будут иметь силу исполнительного документа, для случаев внесудебного взыскания для кредитной задолженности, не превышающей 500 тысяч рублей, с сохранением гарантий судебной защиты прав заемщиков. Насколько удобен по вашему будет этот инструмент кредиторам и должникам?

Если он кому-то и будет удобен, то только банкам. Говорить о каком-то его удобстве для должника не представляется возможным.

- Стимулирует ли отмена предельных размеров пошлин для споров в судах общей юрисдикции и для арбитражных споров резкий рост числа дел о банкротстве (кредиторы говорят, что им будет выгоднее уплатить пошлину за инициирование такого дела, чем вступать в уже начатую процедуру или взыскивать долг в исковом порядке, уплатив пошлину в гораздо более высоком размере)?

Вопрос некорректен - право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, прежде чем подать в суд, кредитору (если только он не кредитная организация) все равно нужно будет «просудиться», для этого надо уплатить госпошлину. Дешевле как раз вступить в уже начатую процедуру (включиться в реестр).

- Видите ли вы проинфляционный фактор - производители товаров, поставщики услуг, а также кредиторы учитывать судебные риски в конечных ценах и стоимости заемных денег?

Да, рост судебных расходов будет заложен в стоимость товаров, работ и услуг.

- ⁠Справедливы ли пошлины за заявление о правопреемстве, не связанные с непосредственной нагрузкой на суды, и за исправление ошибок суда?

Нет, несправедливы. Особенно это касается совершенно бесспорных случаев типа универсального правопреемства. На сегодняшний день процессуальное правопреемство может производиться вообще без заявлений и никакой особой нагрузки на суды это не создавало. За этим явно видится фискальный интерес.

- Вывод о практических последствиях принятия законопроекта в текущем виде для кредиторов и граждан.

Конечно, нынешние размеры госпошлин по некоторым позициям давно перестали восприниматься как что-то мало-мальски значимое и должны быть пересмотрены в сторону увеличения. Правосудие не должно быть дешевым, но это утверждение верно только в ситуации, когда речь идет о качественном правосудии.

В существующем же варианте мы получим «правосудие для богатых», что никак не соответствует идее социальной справедливости.

ПОДРОБНЕЕ В ПУБЛИКАЦИИ