Малая энергетика в России: преимущества и практические проблемы

| adm

В России малая энергетика делает первые шаги, имея большие перспективы для развития и не имея соответствующей законодательной базы. В статье автор рассматривает актуальные вопросы регулирования, существующие проблемы и ближайшие планы развития малой генерации в нашей стране. Автор приводит как плюсы — эффективность, экологичность, экономичность, автономность малой энергетики, так и присущие ей недостатки — проблемы со сбытом электроэнергии, низкой надежностью, негативным влиянием на других потребителей. Автор выражает надежду на полноценное развитие малой генерации при условии снятия существующих барьеров в отрасли.

Производство электрической и тепловой энергии для собственных нужд или в непосредственной близости от конкретного потребителя с каждым годом становится все более актуальным. И если на Западе это уже стало трендом, например, в Дании на долю нецентрализованной генерации приходится порядка 50% от всей вырабатываемой в стране электрической энергии, то в России малая энергетика 1 скорее делает свои первые шаги. Во многом это связано с историческими особенностями развития нашей страны, когда энергетика в течение длительного времени существовала как единый хозяйственный комплекс. В результате Единая энергетическая система (ЕЭС) России сформировалась и функционирует на основе принципов централизованной выработки электроэнергии и концентрации генерирующих мощностей на крупных электростанциях.

Однако в рыночных условиях потребители стремятся к экономической целесообразности, в том числе к снижению затрат на энергоснабжение, что ставит перед отраслью новые задачи, с которыми сложившаяся система справиться не в состоянии. Например, Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации 2 признает, что «тариф на электрическую энергию в России практически исчерпал потенциал роста. Стоимость электрической энергии, получаемой из Единой энергетической системы России, для многих промышленных потребителей приближается к стоимости энергоснабжения от собственных генерирующих мощностей (включая стоимость их строительства), что в том числе приводит к развитию распределенной генерации и уходу потребителей от централизованного энергоснабжения». В этой связи постоянный рост тарифов на электрическую и тепловую энергию приводит к тому, что все больше и больше потребителей задумываются о собственной генерации.

К этому нужно прибавить трудности с получением и выполнением технических условий на необходимую мощность, сложность и дороговизну присоединения новых объектов к сетям, а также недостаточную надежность существующих схем энергоснабжения. Поэтому в сложившихся условиях малая энергетика обладает значительным потенциалом и является достойной альтернативой традиционному централизованному энергоснабжению.

Стоит отметить, что причины для развития малой генерации в нашей стране отличны от большинства западных стран. Например, в Германии причиной чаще всего выступают «энергетический переход», т.е. переход от ископаемого топлива и ядерной энергетики к возобновляемым источникам, и стремление к независимости от импорта энергоресурсов. В нашей стране строительство объектов малой генерации чаще всего является не самостоятельным видом деятельности, а вынужденной мерой: потребителей энергии не устраивают цена, надежность, качество сетевого ресурса или невозможность его получения из-за удаленности источника 3.

При этом, несмотря на то что Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. 4 упоминает развитие малой энергетики в числе основных приоритетов, в законодательстве до сих отсутствует даже ее определение, не говоря уже о правовой основе для ее развития и механизмах поддержки.

В специальной и научной литературе под малой энергетикой понимается направление энергетики, обеспечивающее получение энергии (мощности) независимо от централизованных источников 5. При этом цель создания объекта энергетики (обеспечение собственных нужд или нужд других потребителей) или тип используемого топлива (традиционное или из возобновляемых источников) значения не имеют.

Как правило, под объектами малой генерации российское законодательство и официальные документы понимают станции установленной генерирующей мощностью до 25 МВт. В частности, согласно Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010–2020 гг. и на перспективу до 2030 г. 6, к распределенной генерации относятся тепловые электростанции мощностью до 25 МВт и возобновляемые источники энергии (ВИЭ), расположенные в непосредственной близости от потребителей. Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2012–2018 гг.7 называет «малыми» гидроэлектростанции с установленной мощностью 25 МВт и менее.

Ограничение верхнего предела мощности объекта по производству электрической энергии планкой в 25 МВт для этой цели не случайно. Так, закон об электроэнергетике 8 и правила оптового рынка электрической энергии и мощности9 предусматривают обязанность субъектов генерации с установленной генерирующей мощностью 25 МВт и выше реализовывать произведенную ими электрическую энергию исключительно на оптовом рынке. Субъекты с меньшей генерирующей мощностью могут продавать выработанную электрическую энергию на розничных рынках. А поскольку выход на оптовый рынок и деятельность на нем сопряжены с определенными трудностями10, соответствие генерирующего объекта данному критерию означает возможность без дополнительных препятствий продавать излишки произведенной электрической энергии в сеть. Кроме того, на оптовом рынке функционирование малой генерации неэффективно технологически, т.к. себестоимость производства чаще всего несопоставимо выше оптовой цены на электрическую энергию.

В свою очередь объекты малой генерации иногда разделяют на три подкласса: микрогенерация — станции мощностью до 15 кВт, мини-электростанции мощностью до 1 МВт, малые электростанции мощностью более 1 МВт.

Экологичность

Малая генерация в основном ассоциируется с использованием первичной энергии возобновляемых источников энергии (ВИЭ), таких как солнце, ветер, тепло земли (геотермальные источники). Кроме того, в последнее время появляются проекты по строительству малых станций, функционирующих на основе вторичных энергоресурсов: твердых бытовых отходов и отходов производства (от древесных опилок и стружек до выхлопных газов газоперекачивающих агрегатов), что также экологичнее углеводородного топлива, на котором работают крупные электростанции.

Эффективность

Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (когенерация), а также холода (тригенерация), в режиме которой работает большинство малых станций на традиционных видах топлива, многократно повышает их эффективность. В таком режиме при производстве электрической энергии вырабатывается вторичный (попутный) энергоресурс в виде тепла, который может быть использован для целей теплоснабжения или кондиционирования. Современные когенерационные и тригенерационные установки на каждый мегаватт электрической мощности дают примерно столько же тепловой мощности. При этом стоимость ее производства приближена к нулю.

Кроме того, за счет непосредственной связи генерирующего объекта с потребителями многократно повышается эффективность загрузки генерирующих мощностей, увеличивается коэффициент использования мощности (КИУМ) и сокращаются потери при передаче электрической энергии.

Экономичность

Субъекты малой генерации могут предложить более низкую цену электрической энергии за счет исключения сетевой составляющей и сбытовых надбавок. Использование возобновляемых источников энергии, местных энергоресурсов и продуктов собственного производственного процесса, таких как попутный газ, создают дополнительный положительный эффект за счет снижения топливной составляющей.

Эффективное использование собственной генерации наряду с сетевой электроэнергией помогает сократить платежи за последнюю на розничном рынке. В первую очередь — за счет уменьшения энергопотребления из сети в часы пиковой нагрузки, когда стоимость электроэнергии самая высокая.

«Сглаживание пиков» за счет собственной генерации также позволяет достичь положительного экономического эффекта и субъектам оптового рынка. В России в целях обеспечения надежной и бесперебойной поставки электрической энергии на оптовом рынке продаются два товара: электрическая энергия и мощность. Крупные потребители, покупая на оптовом рынке электрическую энергию, также должны оплачивать второй товар — мощность. Покупка мощности дает потребителю право требовать поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, иными словами, покупка мощности на оптовом рынке — это гарантия получения необходимого объема электрической энергии. При этом платежи за мощность обычно составляют около половины платежей на оптовом рынке.

Определение объема мощности, подлежащего оплате конкретным потребителем, происходит не в зависимости от величины присоединенной мощности, а пропорционально объемам фактического пикового потребления. Если время реальной пиковой нагрузки конкретного потребителя не приходится на часы, определенные коммерческим оператором для всего региона (например, в результате использования потребителем в эти часы собственной генерации), то такой потребитель практически не платит за мощность.

Автономность

Объекты малой энергетики позволяют снизить зависимость от источников большой генерации, что актуально, например, на случай ремонта или аварий в сетях. Развитие малой энергетики в зонах децентрализованного энергоснабжения приводит к повышению эффективности использования местных энергоресурсов, развитию местного электросетевого хозяйства и сокращению объемов потребления завозимых нефтепродуктов 11. Кроме того, если мы говорим об отдаленных и труднодоступных регионах, такие объекты позволяют отказаться от необходимости строить протяженные линии — что, в свою очередь, означает уменьшение потерь энергии при передаче и повышение энергоэффективности.

Однако функционирование объектов малой генерации в нашей стране сопровождается рядом практических проблем и недостатков.

Проблемы со сбытом электроэнергии

В целом, в существующих условиях малая генерация по-настоящему выгодна только для собственных нужд или для нужд иного потребителя, расположенного в непосредственной близости от генерирующего объекта (и получающего энергию «с шин» станции). В противном случае неминуемо возникнут трудности со сбытом электрической энергии, которые обусловлены рядом нормативных и организационных препятствий. Но даже если источник генерации построен для собственных нужд или под конкретного потребителя, то и в этом случае все перечисленные ниже трудности актуальны при необходимости сбыта излишков.

Во-первых, субъектам малой генерации трудно конкурировать с крупными производителями в части цены электрической энергии, поскольку себестоимость производства последних значительно ниже за счет большой мощности. А высокие котловые тарифы на передачу делают поставку от распределенной генерации до потребителя по распределительным сетям еще более невыгодной, даже несмотря на их территориальную близость.

Во-вторых, им трудно конкурировать с гарантирующим поставщиком за потребителей. Однако этот фактор скорее субъективный, поскольку на практике сами потребители отдают предпочтение гарантирующему поставщику, не решаясь заключить договор с независимым производителем, несмотря на преимущества, которые предоставляет малая генерация. Связано это по большей части с неосведомленностью самих потребителей, которые за долгие годы привыкли к тому, что в условиях централизованной системы у них отсутствовала возможность выбора поставщика 12.

В-третьих, сами гарантирующие поставщики часто препятствуют выходу на рынок розничных производителей, создавая искусственные ограничения для потребителей в выборе контрагентов. Происходит это из-за недостаточной проработки механизма продажи электрической энергии субъектами распределенной генерации и на практике может выражаться в отказе уменьшать объемы электрической энергии, приобретаемой потребителем у гарантирующего поставщика, на объемы, приобретаемые им у производителя, в отказе гарантирующего поставщика от заключения договора на приобретение у производителя излишков электрической энергии.

В-четвертых, независимые производители сталкиваются с трудностями при продаже электроэнергии в сеть, что объясняется слабостью нормативной базы. Самый, казалось бы, очевидный способ — продажа сетевым организациям для целей компенсации потерь — наталкивается на ряд законодательных препятствий. Среди них приоритет покупки у источников генерации, работающих на ВИЭ, а также необходимость установки сетевыми организациями приборов учета, обеспечивающих почасовой учет, на всех объектах сетевого хозяйства. В итоге это приводит к тому, что независимые производители вынуждены выдавать электроэнергию в сеть бесплатно.

Низкая надежность

Другой важной проблемой распределенной генерации, не связанной со сбытом, является низкая надежность энергоснабжения при работе в островном режиме, когда потребитель параллельно не будет присоединен к сетям. С другой стороны, при сохранении подключения к сети экономическая эффективность генерации для собственных нужд действует ровно до того момента, пока не будет введена плата за резерв сетевой мощности 13.

Негативное влияние на иных потребителей

Использование собственной генерации при сохранении подключения к сетям и отсутствии платы за резерв сетевой мощности на розничных рынках электрической энергии приводит к тому, что расходы на поддержание сетей в готовности к передаче объема энергии, необходимого такому потребителю, фактически перекладываются на остальных потребителей региона.

Еще одной проблемой является использование собственной генерации в пиковые часы для экономии на оплате мощности потребителями на оптовом рынке. Что также негативно влияет на иных потребителей, потому что такой потребитель электроэнергию потребляет, но за мощность в полном объеме не платит, «скрываясь» в пиковые часы нагрузки. А поскольку весь объем мощности на оптовом рынке подлежит оплате в любом случае, это приводит к тому, что его стоимость перераспределяется между остальными потребителями.

В условиях существующей системы переход участников рынка на собственную генерацию в итоге приводит к росту тарифов за счет увеличения платежей для поддержания энергосистемы, что, в свою очередь, дает оставшимся участникам еще больше стимулов к уходу. В итоге получается такая псевдоэффективность: с одной стороны, малая генерация действительно эффективна с точки зрения конкретного потребителя, но, с другой стороны, сам такой потребитель неэффективен в качестве участника рынка, поскольку провоцирует для остальных участников необоснованное увеличение их финансовой нагрузки. В итоге это наносит ущерб всей энергосистеме. Отдельные авторы в связи с этим даже высказывают опасение, что развитие распределенной энергетики может подорвать благополучие Единой энергосистемы страны: уход потребителей в распределенную энергетику приведет к быстрому сокращению ее финансовой базы 14.

В качестве вывода

Проведенный анализ показывает основные преимущества и недостатки современной малой энергетики в России. Несмотря на привлекательность для потребителей и несомненную эффективность, распределенная генерация пока не является полноценным элементом российской энергосистемы. Официальные документы если и говорят о необходимости ее развития, то чаще всего применительно к энергетически изолированным или удаленным районам, нежели как о полноценной альтернативе традиционному централизованному энергоснабжению по всей стране.

Наряду с признанием целесообразности ее развития существует мнение, что распределенная генерация плоха для энергосистемы в целом. К сожалению, существующая модель отрасли показывает неготовность рынков электрической энергии к совместному функционированию «большой» и «малой» генерации.

Для поддержания уже существующих объектов распределенной генерации в первую очередь необходимо вывести их из «серой зоны» и снять имеющиеся барьеры для их интеграции в энергосистему. В частности, устранить препятствия для выхода небольших производителей на рынок и для свободной реализации ими электроэнергии, установив для них льготные условия технологического присоединения, обязав гарантирующих поставщиков покупать электрическую энергию, произведенную на объектах малой энергетики, расположенных в их зоне деятельности, установив приоритет на покупку для целей компенсации потерь в сетях электрической энергии, произведенной на любых объектах малой генерации, наравне с ВИЭ.

Для дальнейшего полноценного развития малой генерации в России необходимо сформировать соответствующую законодательную базу. В первую очередь, необходимо ввести определение объекта малой (распределенной) генерации, урегулировать деятельность субъектов малой генерации на розничных рынках электроэнергии, установить порядок ценообразования в отношении отпускаемой ими электроэнергии, упростить процедуру выдачи разрешений на строительство объектов малой генерации и их присоединения к электрическим сетям.

Первым шагом на пути к законодательному урегулированию малой энергетики в России можно считать принятые в конце 2019 г. изменения в части урегулирования микрогенерации и стимулирования ее дальнейшего развития. В законодательство об электроэнергетике введено понятие и критерии объекта микрогенерации15, владельцы таких объектов получили право реализовывать излишки произведенной электрической энергии на розничных рынках 16, доходы физических лиц от продажи излишков произведенной электроэнергии освобождены от налога до 1 января 2029 г.17

1 В нормативных актах и литературе получение электроэнергии не из централизованных источников также называют «малой генерацией», «распределенной энергетикой», «малой распределенной генерацией», «малой распределенной энергетикой» и т.п. Хотя значение этих терминов в зависимости от контекста может не совпадать, в настоящей статье они будут использоваться как равнозначные.

2 Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511р.  

3 Распределенная энергетика в России: потенциал развития. Исследование Энергетического центра Московской школы управления Сколково. http://www.energosovet.ru/stat/skolkovo_914.pdf

4 Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715р. 

5 Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35ФЗ «Об электроэнергетике» (Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Макаров О.В., Свирков С.А., Сысоев Н.Н., Артемьев Е.В., Беляев М.А., Федосова А.В., Бо гатырева Н.В.), Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019.

6 Утв. приказом Минпромторга России от 22 февраля 2011 г. № 206. 

7 Утв. приказом Минэнерго России от 13 августа 2012 г. № 387. 

8 Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35ФЗ «Об электроэнергетике». 

9 Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172.

10 В среднем процедура выхода на ОРЭМ занимает от нескольких месяцев до полутора лет.

11 Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321. 

12 Более подробно об этой проблеме можно прочитать в статье Н. Артемовой «Доверие к независимым энергосбытовым организациям – ключевое условие развития конкуренции в электроэнергетике» // Энергетика и Право. № 2. 2019.

13 На момент подготовки настоящей статьи несколько проектов постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии» находятся на рассмотрении.

14 Распределить полномочия. Малая генерация меняет традиционный уклад системы // Российская газета. Спецвыпуск № 288(7751) https://rg.ru/2018/12/21/malaiageneraciiameniaettradicionnyjukladsistemy.html.

15 Федеральный закон «Об электроэнергетике» определяет объект микрогенерации как объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощно сти энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. 

16 Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 471 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации». 

17 Федеральный закон «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 27 декабря 2019 г. № 459 ФЗ.

Автор: Жанна Колесникова

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле