Хотели как лучше, а получилось как всегда
| adm
В последнее время в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о случаях «хищения» недвижимого имущества с использованием незаконно полученного ключа электронной подписи (ЭП).
Действующая редакция закона о государственной регистрации недвижимости предоставляет возможность подать документы на регистрацию в электронном виде на основании заявления, подписанного ЭП заявителя – собственника недвижимости. Однако на практике получение такой ЭП злоумышленниками не представляет большой сложности.
В связи с этим в Государственную Думу РФ был внесен проект закона, направленного на защиту интересов граждан от недобросовестных действий по отчуждению принадлежащей им недвижимости с использованием незаконно полученного ключа электронной подписи.
Так, законопроект №728232-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», предусматривает что электронная подача документов на государственную регистрацию прав будет осуществляться не в качестве общего правила, а только при наличии в ЕГРН специальной отметки о возможности такой подачи, внесенной по заявлению самого гражданина. Отсутствие отметки повлечет возвращение документов без рассмотрения.
Иными словами, для того, чтобы подать документы на регистрацию в электронном виде надо сначала через МФЦ или отделение Росреестра лично подать заявление о возможности такой подачи.
При этом из законопроекта непонятно, вносится такая отметка в отношении правообладателя или в отношении объекта недвижимости, т.е. если у гражданина в собственности, например, 5 квартир, то потребуется ли предварительная подача отдельного заявления для электронной регистрации сделки с каждой из них? По всей видимости, да, поскольку ЕГРН строится по пообъектному принципу.
С одной стороны, саму цель законопроекта – защиту граждан от мошенничества с использованием цифровых технологий, следует, конечно, признать благой. С другой стороны, способ ее достижения – через введение общего запрета на электронную регистрацию, снимаемого только при подаче гражданином специального заявления, трудно оценить положительно.
В данном случае проблему предлагается решить не посредством устранения возможности для мошенников получить ЭП практически любого гражданина (т.е. устранение причины болезни), а через установление точечного запрета (т.е. лечение симптома). При этом, очевидно, что сфера применения ЭП гражданина не ограничивается только лишь государственной регистрацией прав на недвижимость. А, следовательно, за сообщениями о новых преступлениях с использованием чужой ЭП последуют новые точечные запреты. Данная ситуация напоминает давно забытый анекдот:
«У кареты царя отвалилось заднее левое колесо.
Указ следующего дня: «у всех карет проверить задние левые колеса».
Так и живем...»
Автор:Жанна Колесникова, Руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»