Адвокатское бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» сообщает

| adm

Адвокатское бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» сообщает:

25 декабря 2018 года Пленум ВС РФ утвердил постановление №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее – « Постановление»).

Постановление регулирует достаточно широкий круг вопросов, посвященных договорам, и состоит из 10 разделов:

  • Заключение договора (п.п. 1–14);
  • Публичный договор (п.п. 15–22);
  • Предварительный договор (п.п. 23–29);
  • Рамочный договор (п.п. 30–31);
  • Договор с исполнением по требованию (абонентский договор) (п.п. 32–33);
  • Заверения об обстоятельствах (п.п. 34–37);
  • Заключение договора в судебном порядке (п.п. 38–42);
  • Толкование договора (п.п. 43–47);
  • Правовая квалификация договора (п.п. 48–50);
  • Заключительные положения (п. 51).

Во многом Постановление обобщает более ранние разъяснения Верховного и Высшего Арбитражного Судов по данным аспектам и в целом.

Постановление достаточно подробно рассматривает вопросы заключения договора. В частности, указывая, что, для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора. При этом, как уже ранее было разъяснено в совместном постановлении №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для этого не требуется выполнения всех условий оферты в полном объеме.

Акцептовать оферту может лицо или лица, которым адресована оферта, и по общему правилу такое право не может быть передано другому лицу .

При заключении договора путем обмена документами для целей признания предложения офертой не требуется наличия подписи оферента , если обстоятельства, в которых сделана оферта, позволяют достоверно установить направившее ее лицо.

По общему правилу несоблюдение формы договора не свидетельствует о его незаключенности, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. В таком случае последствия должны определяться следующим образом: если для данного вида договоров установлены специальные правила несоблюдения письменной формы, то необходимо руководствоваться ими, если же такие правила не установлены, то последствия определяются статьями 162, 163 и 165 ГК РФ.

В части государственной регистрации договора Постановление подтверждает ранее выработанную позицию о том, что момент государственной регистрации влечет юридические последствия договора только для третьих лиц, стороны же договора считаются связанными его условиями ранее – с момента, установленного ст.433 ГК РФ.

Несогласованное сторонами условие договора не может быть восполнено по правилам, установленным в диспозитивной норме, если одна из сторон потребовала его согласования, поскольку в этом случае оно является существенным.

Немаловажные разъяснения касаются публичных, предварительных, рамочных и абонентских договоров. Так, в отношении некоторых публичных договоров потребителями наряду с физическими лицами признаются также индивидуальные предприниматели и юридические лица , в частности по договору оказания услуг универсальной связи, договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком. Также установлено, что при рассмотрении судами споров, связанных с отказом обязанного лица от заключения публичного договора, бремя доказывания отсутствия возможности передать товары, выполнить работы и т.п. возложено на это лицо.

Постановлением разъяснено, что на момент заключения предварительного договора у стороны может не быть возможности передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, которые являются предметом будущего договора.

Предварительный договор, в котором установлен предмет основного договора или условия, позволяющие его определить, считается заключенным, даже если не согласованы иные существенные условия основного договора .

Исполнение предварительного договора может быть обеспечено задатком, неустойкой за уклонение от заключения основного договора. При этом задаток, выданный в обеспечение обязательств по предварительному договору, лицом, обязанным совершить платеж (платежи) по основному договору, зачисляется в счет цены по заключенному основному договору.

Условия рамочного договора являются частью заключенного впоследствии отдельного договора, если такой договор в целом соответствует намерению сторон, выраженному в рамочном договоре, в том числе и в случае отсутствия в документе, оформляющем отдельный договор, ссылки на рамочный договор.

В отношении абонентского договора дополнительно разъяснено, что несовершение абонентом действий по получению исполнения (ненаправление требования исполнителю, неиспользование предоставленной возможности непосредственного получения исполнения и т.д.) или направление требования исполнения в объеме меньшем, чем это предусмотрено абонентским договором, само по себе не освобождает абонента от обязанности осуществлять платежи по абонентскому договору. При этом в случае неясности, является ли договор абонентским, соответствующие положения ГК РФ об абонентских договорах не подлежат применению.

Достаточно большой блок посвящен вопросам заверений об обстоятельствах. В частности, предусмотрено, что, если сторона договора заверила другую сторону об обстоятельствах, непосредственно относящихся к предмету договора (например, о характеристиках товара; характеристиках хозяйственного общества и состава его активов при продаже акций или долей в уставном капитале), последствия недостоверности заверения определяются правилами об отдельных видах договоров, статьей 431.2 ГК РФ, иными общими положениями о договоре и обязательствах .

Если же заверение предоставлено стороной относительно обстоятельств, непосредственно не связанных с предметом договора, но имеющих значение для его заключения, исполнения или прекращения (например, информацию относительно финансового состояния, наличия соответствующих лицензий, об отсутствии у сделки признаков, позволяющих отнести ее к крупным для хозяйственного общества и т.п), то в случае недостоверности такого заверения применяется статья 431.2 ГК РФ, а также положения об ответственности за нарушение обязательств .

Кроме того, разъяснено, что заверение может также быть предоставлено третьим лицом, обладающим правомерным интересом в том, чтобы между сторонами был заключен, исполнен или прекращен договор, с которым связано заверение . Пока не доказано иное, наличие у предоставившего заверение третьего лица такого интереса предполагается. А лицо, предоставившее заведомо недостоверное заверение, не может в обоснование освобождения от ответственности ссылаться на то, что полагавшаяся на заверение сторона договора являлась неосмотрительной и сама не выявила его недостоверность.

В части толкования договора установлено, что при наличии спора о действительности или заключенности договора суд, пока не доказано иное, исходит из заключенности и действительности договора и презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений. Если условие договора допускает несколько разных вариантов толкования, один из которых приводит к недействительности договора или к признанию его незаключенным, а другой не приводит к таким последствиям, по общему правилу приоритет отдается тому варианту толкования, при котором договор сохраняет силу . То есть в очередной раз во главу угла ставятся предсказуемость и стабильность гражданского оборота.

При неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом толкование условий договора осуществляется в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия . При этом предполагается, что такой стороной было лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, требующей специальных познаний.

И, наконец, несколько пунктов Постановления посвящено правовой квалификации договора. В частности, для решения вопроса о применении к нему правил об отдельных видах договоров необходимо прежде всего учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных законом, независимо от указанного сторонами наименования квалифицируемого договора, названия его сторон, наименования способа исполнения и т.п.

Если же из содержания договора невозможно установить, к какому из предусмотренных законом типу (виду) относится договор или его отдельные элементы (непоименованный договор), права и обязанности сторон по такому договору устанавливаются исходя из толкования его условий. При этом к отношениям сторон по такому договору по аналогии закона могут применяться правила об отдельных видах обязательств и договоров.

Жанна Колесникова

Ознакомиться с печатной версией алерта.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле