Нововведения, связанные с налогом на имущество юрлиц

| adm

Налог на имущество организаций является одним из важнейших в структуре бюджетных доходов. Его значимость для бизнеса объясняется тем, что обязанность по его уплате возложена на большинство российских и иностранных организаций, «прописанных» в РФ. О чем им следует знать?

Указанный налог оплачивается с любого имущества, которое есть на балансе предприятия в качестве объекта основных средств: здания, сооружения, цеха, станки, оборудование. Исключениями из данного правила являются земельные участки, а также участки недр, водные объекты и т.п. В 2012 году Госдума дополнила перечень исключений экзотическими объектами - ядерными установками, ледоколами, объектами культурного наследия, космическими объектами.

Кадастровая или среднегодовая

В 2013 году законодатель задумался о совершении подлинной революции. Предполагалось кардинально изменить ст.375 Налогового кодекса, установив, что налоговая база для любого имущества будет определяться как кадастровая стоимость (взамен среднегодовой). Каковы риски данной инициативы? Основные фонды большинства российских предприятий (здания, цеха, оборудование и т.д.) введены в эксплуатацию в советские годы. Использование данных мощностей ведет к уменьшению их среднегодовой стоимости, т.к. действует принцип «чем больше возраст, тем меньше стоимость». В итоге стоимость объекта за десятилетия снижается до ничтожно малых, практически нулевых показателей. Кадастровая же стоимость в понимании судов отражает экономическую ценность объекта в зависимости от его назначения и использования. Фактически кадастровая стоимость близка рыночной. Исходя из этого, расчет налоговой базы из кадастровой стоимости автоматически увеличивает во много раз налоговые выплаты предприятия. Узнав о подобных планах законодателя, крупный бизнес предпринял решительные меры по противодействию и блокированию прохождения законопроекта. В итоге компромиссным стал вариант, выраженный в ныне действующей редакции НК РФ.

С 1 января 2016 годаналоговая база для большинства объектов определяется как среднегодовая стоимость, однако законодательно по некоторым из них она может рассчитываться как кадастровая. Например, для административно-деловых (офисных), торговых центров, для недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РФ, а также для жилых домов и помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, налоги рассчитываются исходя из кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ). Но «ящик Пандоры» уже открыт. В будущем данный перечень, скорей всего, будет расширен.

Стоит отметить, что власти должны составлять перечни объектов недвижимого имущества, в которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. На практике не редки случаи, когда в данные перечни включаются неподходящие объекты. Судам приходится указывать на недопустимость подобного «творчества». В одном из дел Мосгорсудом было признано незаконным включение Правительством Москвы в подобный перечень нежилого производственного здания (цеха), принадлежащего московской шерстопрядильной компании. В последующем компания потребовала признать незаконными действия налоговиков по доначислению налога на имущество в размере порядка 1 млн. рублей за период с момента утверждения перечня до вступления решения суда в силу, а также по взысканию пеней в размере около 50 тыс. руб. Суды полностью поддержали компанию.

Налоговая ставка

Ожесточенные споры разворачивались и вокруг налоговой ставки. В законе сказано, что в отношении имущества, налог на которое определяется как кадастровая стоимость, ставка не может превышать определенных в законе показателей.

С 1 января 2016 года вступил в силу единый общефедеральный двухпроцентный «потолок», который не может быть превышен регионами (в т.ч. в Москве). Это означает, что с указанной даты власти вправе самостоятельно определять налоговую ставку в отношении имущества, оцениваемого по кадастровой стоимости, и такая ставка может быть меньше или равняться 2% (по общему правилу – 2,2%). Сегодня устанавливают либеральные налоговые ставки в пределах 1,5%. Однако это не означает, что данный тренд сохранится и в будущем.

В свою очередь компании пытаются обходить фискальные барьеры путем применения налоговых льгот. Так, поволжская ферма по разведению кроликов при уплате налога на имущество организаций применила льготную ставку, предусмотренную региональным законодательством для сельхозпроизводителей, сославшись на то, что 80% выручки было получено от реализации кроличьего мяса, шкуры и т.п. Суд счел действия фермеров неправомерными. Он указал, что первичная переработка мяса кролика не относится к производству сельхозпродукции (таковым может быть признано выведение кроликов, их приплод и т.д.). По сути суд формально разрешил вопрос о невозможности признания фермеров сельхозпроизводителями, тем самым отказав им в применении льгот.

Приведенный пример не единичен и не случаен. В целом складывается настораживающая тенденция, когда суды все чаще встают на сторону налоговых органов, по всей видимости, пытаясь внести свой «посильный вклад» в пополнение бюджета в кризисные времена.

Автор: Алим Ульбашев


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле