Адвокатское бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» сообщает

| administrator

Адвокатское бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» сообщает о правовой позиции ВАС РФ по отдельным вопросам практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.03.2012г. №14.

Названным Постановлением ВАС РФ существенно ограничивает круг оснований, по которым банковские гарантии могут быть оспорены в суде.

1.Установлено, что таким основанием не является неуказание в банковской гарантии всех условий обязательства, обеспеченного гарантией. Разъяснено, что условие об указании в гарантии обеспеченного обязательства считается соблюденным, если из содержания гарантии можно установить:

кто является должником по обеспеченному обязательству,

указана сумма, подлежащая уплате гарантом при предъявлении бенефициаром соответствующего требования,

в гарантии содержится отсылка к договору, являющемуся основанием возникновения обязательств принципала перед бенефициаром, указан характер обеспеченного гарантией обязательства.

2.Установлено, что действительность обязательства гаранта перед бенефециаром не может быть поставлено в зависимость от срока исполнения обязательства, обеспеченного гарантией.

а) Разъяснено, что нормы ГК РФ, регулирующие содержание банковской гарантии, не требуют, чтобы срок, на который выдана гарантия, был равен или превышал срок исполнения обязательства, которое обеспечивается гарантией.

б) Равным образом, определено, что установление в банковской гарантии срока меньшего, чем срок исполнения обеспеченного обязательства, также не может говорить об ее недействительности, поскольку в этом случае гарантия обеспечивает иные обязательства, которые могут возникнуть между принципалом и бенефициаром до наступления срока исполнения основного обязательства, например:

в связи с односторонним отказом от исполнения договора,

расторжением договора, которые влекут возникновение у кредитора права требовать возмещения убытков,

возврата предварительной платы и т.п.

3. Указанным Постановлением установлено, что действительность банковской гарантии (ее выдачи гарантом и принятии бенефициаром) не может быть обусловлена выводами судов о наличии у нее обеспечительной функции, поскольку иное противоречит принципам ГК РФ о свободе указанных лиц в установлении своих гражданских прав и обязанностей.

4. Также разъяснено, что к банковской гарантии применимы правила о соблюдении письменной формы договора в случае направления должником кредитору по обязательству, возникающему из односторонней сделки, соответствующего документа посредством любых видов связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от лица, совершившего одностороннюю сделку, например, с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ).

При этом, установлено, что даже несоблюдение письменной формы банковской гарантии не лишает заинтересованную сторону права ссылаться на любые доказательства в подтверждение сделки и ее условий.

5. Наконец, названным Постановлением установлено, что отсутствие на банковской гарантии подписи главного бухгалтера не является основанием для ее признания недействительной, поскольку указанное лицо не является органом юридического лица, и, следовательно, не может выражать его воли в силу ст.53 ГК РФ.

Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле