Как самостоятельно проверить контрагента на надёжность

| adm

Может ли компания, обременённая большими долгами или участвующая в сложных судебных разбирательствах, быть надёжным контрагентом? Вряд ли. Рано или поздно такой партнёр вас обязательно подставит. Вольно или невольно. Есть множество способов проверить потенциального контрагента. Крупные компании могут позволить себе услуги профессионалов и заказывают due diligence на стороне. Малому и среднему бизнесу приходится самостоятельно искать информацию в открытых источниках. Впрочем, если вы подойдёте к делу ответственно и используете все доступные инструменты, в большинстве случаев этого будет достаточно.

Первым делом зайдите на сайт сервиса Федеральной налоговой службы«Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств». Здесь представлены все данные, внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Самое важное для вас — дата регистрации предприятия, его уставной капитал, сведения о текущем состоянии (или о прекращении деятельности).

Раздел «Дата присвоения ОГРН» помогает выявлять фирмы-однодневки — с недавно созданными компаниями лучше не сотрудничать.

Скромный уставной капитал прямо о неблагонадёжности юрлица ничего не говорит. Даже большие компании часто формируют его в минимальном размере, предусмотренном законом (для ООО — 10 000 рублей). Но значительный размер уставного капитала показывает, что контрагент является безусловно надёжным — если у вас возникнут имущественные претензии, вы сможете компенсировать их за счёт уставного капитала.

Особое внимание уделите разделам «Сведения о состоянии юридического лица» и «Сведения о прекращении деятельности» — чтобы избежать сотрудничества с фирмой, находящейся на стадии ликвидации или уже закрытой. Обязательно уточните, кого ЕГРЮЛ называет генеральным директором компании. Это обезопасит вас от заключения договора с «лжедиректором» — лицом, у которого нет на это полномочий.

Следующий шаг — проверка будущего контрагента через сервис ФНС «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами». Удостоверьтесь, что адреса регистрации будущего партнёра нет в базе адресов массовой регистрации — тех, где одновременно зарегистрированы десятки или сотни компаний. Если встретите контрагента в этом чёрном списке, с высокой долей вероятности вы имеете дело или с не очень добросовестной компанией или вообще с фирмой-однодневкой.

Ещё один полезный сервис ФНС — «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов». Если компания запятнала себя неуплатой налогов или вовремя не предоставила налоговую отчётность — ждите от сотрудничества с ней финансовых проблем.

Проверить компанию на налоговые претензии можно также в информационной системе Федеральной службы судебных приставов «Банк данных исполнительных производств». Здесь можно найти сведения о наличии у фирмы непогашенных или взысканных в судебном порядке долгов, а также их размер.

Нелишним будет проверить потенциального контрагента через информационный ресурс «Картотека арбитражных дел», который содержит информацию о судебных спорах с участием компании. Плохо, если их много. Особенно если это в основном споры вокруг взыскания задолженности. Кроме того, здесь же можно узнать, не начала ли фирма процедуру банкротства. Если начала, это автоматически должно вычеркнуть её из списка ваших возможных контрагентов.

Наконец, ещё двумя важными инструментами для проверки потенциальных партнёров являются сервисы «Поиск сообщений, опубликованных в журнале "Вестник государственной регистрации"» и «Поиск сообщений, опубликованных в газете "Коммерсант" о несостоятельности (банкротстве)». Первый позволяет выяснить, не было ли принято решение о ликвидации фирмы, её реорганизации, об уменьшении уставного капитала, а также об иных фактах, сведения о которых юрлица обязаны публиковать в соответствии с законодательством. Второй сервис позволяет изучить информацию только о банкротстве компании.

Перечисленные сервисы позволяют проверить благонадёжность контрагентов настолько, насколько это вообще возможно сделать самостоятельно, без истребования у потенциального партнёра финансовых документов и привлечения внешних аудиторов или юристов.

Автор: Екатерина Ряднова

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле