Как изменились правила регистрации юрлиц

| adm

С 1 января в России действуют новые правила регистрации новых юридических лиц и внесения изменений в сведения об уже зарегистрированных компаниях. В Федеральной налоговой службе считают, что эти изменения улучшат инвестиционный климат, защитив права собственников.

Тем не менее бизнес встретил нововведения настороженно, поскольку они влекут дополнительные временные и немалые финансовые затраты (исключение — сокращение срока регистрации нового юрлица с пяти до трёх рабочих дней). Кроме того, у налоговых органов отсутствует единое понимание, как толковать новые нормы, и это уже приводит к необоснованным отказам и повторным подачам документов, а значит, к дополнительным расходам для компаний.

Итак, вот что изменилось.

Дополнительные проверки предоставленной информации

Если у налоговой инспекции возникают сомнения в достоверности сведений, включаемых или уже включённых в ЕГРЮЛ, она имеет право их дополнительно проверить. Проводится анализ представленных или имеющихся документов, запрашиваются разъяснения от физических лиц, привлекаются эксперты, проводится осмотр объектов недвижимости, получаются нужные справки и сведения. Возможна и приостановка госрегистрации не более чем на один месяц.

Чтобы не было недоразумений, я рекомендую предпринимателям идти на сотрудничество с инспекцией, предоставлять запрашиваемую документацию и способствовать скорейшему завершению проверки.

Сведения о компании могут быть изменены налоговиками без её участия

Данные об адресе, месте нахождении, руководителе и учредителе или участнике юрлица — теперь налоговый орган может самостоятельно (без заявлений юрлица и судебных актов) внести запись о недостоверности этих сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Это происходит в случае, если компания в течение 30 дней после направления уведомления о недостоверности не предоставит налоговикам правильную информацию. Наличие указанной отметки в ЕГРЮЛ может повлечь проблемы — например, с заключением сделок с новыми контрагентами.

Совет простой — не игнорировать запросы инспекции.

Новые основания для отказа в госрегистрации

Отказать в регистрации юрлица теперь могут руководителям или учредителям, которые ранее участвовали в деятельности компаний, нарушивших законодательство. Например, если указанные лица не исполнили решение суда о принудительной ликвидации. Или у них имеется долг перед государством. Или в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений по одной из фирм. Всё это — повод для отказа.

Пускай это прозвучит как нечто само собой разумеющееся, но бизнесу надо тщательно контролировать предоставляемую налоговикам информацию и, разумеется, не нарушать законы.

Оптимизация взаимодействия налоговых органов и нотариусов

Нотариусы получили доступ к электронной базе ЕГРЮЛ, а налоговая — к электронному реестру нотариальных действий, куда включаются сведения о регистрации юрлиц. Теперь перед совершением сделки нотариус запрашивает сведения из своей системы в ФНС, получает актуальные на эту минуту сведения из ЕГРЮЛ, что позволяет уйти от понятия «актуальность выписки». Однако некоторые нотариусы до сих пор требуют предоставления бумажных выписок из ЕГРЮЛ, пытаясь обезопасить своё «присутствие» в реестре нотариусов и оправдывая работу посреднических фирм по формированию указанных выписок.

Следует отметить, что с января заявителем при регистрации залога и перехода доли (части доли) является нотариус. Он направляет в ФНС соответствующее заявление в электронной форме, в ответ от налоговиков по электронной системе ему поступают документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в регистрации.

Рекомендую заблаговременно выбрать адекватного нотариуса либо за несколько дней до сделки получить выписку из ЕГРЮЛ.

Изменения в нотариальном удостоверении документов

Теперь следует нотариально удостоверять оферту, заявление участника общества о выходе из него, требование участника о выкупе доли, протокол об увеличении уставного капитала общества. Раньше таких требований в отношении перечисленных документов не было. При этом цены за услуги нотариусов в Москве разнятся.

Мой совет — обратитесь к нотариусу заранее, предоставьте ему необходимую документацию лично или по электронной почте, иначе можно потратить в режиме ожидания немало времени.

Изменение местонахождения компании

Это, пожалуй, самое проблемное новшество.То, что раньше занимало не более пяти рабочих дней, теперь может затянуться на месяц и больше. Волокита вызвана тем, что теперь надо предварительно уведомлять инспекцию об изменении местонахождения фирмы, так как только через 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ разрешено предоставлять документы для регистрации нового места.

Практика ещё не устоялась. Даже при правильном заполнении всех документов можно натолкнуться на некомпетентного исполнителя. Совет один — запастись терпением.

Таким образом, вступившие в силу нововведения затормозили работу многих компаний. То, что до 1 января занимало 20–40 минут, теперь требует в разы больше времени из-за необходимости посещения нотариуса (или приёма нотариуса, выехавшего по вашему вызову), поиска нужных документов. К сожалению, провести регистрационные действия без помощи специалистов с каждым годом становится всё сложнее. На пользу инвестиционному климату, о котором печётся Федеральная налоговая служба, это, как мне кажется, не идёт.

Автор: Римма Аббясова

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле