Судьи без мантий

| administrator

Высший арбитражный суд продолжает бороться с «карманным» правосудием. Совсем недавно под удар попал третейский суд, образованный при корпорации «Газпром». Несмотря на то что список арбитров указанного суда состоял из известных и уважаемых юристов, принцип беспристрастности был нарушен. Никто не может быть судьей в собственном деле — так справедливо решила высшая судебная инстанция. Это стало еще одним подтверждением тому, что планируемая реформа третейских судов — шаг в нужном направлении.

Указанное решение Высший арбитражный суд (ВАС) принял, рассматривая спор между ЗАО «Ямалгазинвест» (дочерняя компания «Газпрома») и ООО «Институт «Нефтегазпроект». В 2009 году между ними был заключен договор на выполнение проектно-изыскательных работ. Данный документ содержал оговорку, что в случае возникновения споров все вопросы должны рассматриваться в третейском суде при «Газпроме». Через некоторое время «Ямалгазинвест» посчитал, что институт нарушил условия договора и, обратившись в свой третейский суд, добился взыскания неустойки в размере 1,6 млн руб. «Нефтегазпроект» с этим был не согласен, поэтому обратился в Арбитражный суд Москвы, который в итоге отменил решение. В ходе дальнейшего рассмотрения дела суд кассационной инстанции встал на сторону «дочки» газовой монополии. Но в итоге коллегия судей ВАС, рассматривая надзорную жалобу института, посчитала, что спор подлежит передаче на рассмотрение в президиум ВАС, поскольку в данном деле третейский суд ущемляет интересы второй (не аффилированной с «Газпромом») стороны и нарушает принцип беспристрастности. Президиум Высшего арбитражного суда согласился с этим.

Стоит отметить, что данное постановление ВАС принял в унисон с планируемой реформой третейских судов, инициаторами которой в разное время выступили президент и премьер-министр, а конкретные предложения разрабатываются Минюстом и Минэкономразвития с декабря 2012 года. Несмотря на различия в подходах, оба ведомства видят основную цель реформы в сокращении количества таких судебных органов, а также в осуществлении жесткого контроля над их деятельностью.

Сегодня в России действует около 1,5 тыс. третейских судов. Однако их точное количество подсчитать невозможно, поскольку очередной такой суд может быть образован в любой момент — для разрешения конкретного дела, после чего он ликвидируется. Необходимо понимать, что третейский суд — суд негосударственный. В нем нет судей в привычном понимании этого слова, как официальных представителей судебной власти. Судья третейского суда не состоит на госслужбе, не является членом судейского корпуса, не назначается на должность указом президента. И все же третейский суд — это тоже суд. Потому что государство разрешает гражданам и юрлицам выбирать его в качестве инстанции по разрешению споров.

Надо отметить, что условие о рассмотрении спора в третейском суде можно включить в текст любого договора, после чего оно становится обязательным для тех, кто его подписал. Более того, подписав такой договор, лица фактически утрачивают право обращаться в иной суд. В этом и заключается большая возможность для злоупотреблений. По закону третейские суды должны формироваться на основании принципа беспристрастности и незаинтересованности арбитров (судей). То есть ни одна из сторон не имеет права влиять на вопросы создания и организации такого суда. Однако данное правило можно обойти, к примеру, через подставных лиц.

Использование третейских судов в бизнесе — не только российская, но и общемировая практика. Дело в том, что третейскими судьями обычно выступают ученые-правоведы, практикующие юристы, а также высококвалифицированные специалисты в различных областях деятельности. Привлечение таких экспертов обеспечивает более быстрое и качественное разрешение спора, чем в государственном суде, который к тому же бывает перегружен другими делами. Самое главное — решение третейского суда является окончательным, вступает в силу немедленно, не подлежит обжалованию в других инстанциях (что ускоряет срок разбирательства) и является основанием для выдачи государственным судом исполнительного листа. Последний является документом на принудительное исполнение решения третейского судебного органа.

Планируемая реформа призвана ввести жесткий контроль над порядком формирования и деятельностью третейских судов. Во-первых, такие суды будет разрешено создавать только крупным общественным объединениям предпринимателей и бизнеса (например, торгово-промышленным палатам). Во-вторых, планируется ввести общегосударственный реестр всех действующих третейских судов, в котором будет указана полная информация об учредителях, составе и компетенции судей.

Необходимость таких изменений назрела давно. Третейское судопроизводство в том виде, в каком оно теперь существует в нашей стране, сложилось еще в 90-е годы прошлого века. Именно тогда и зародилась порочная практика создавать почти при каждой крупной корпорации свой «карманный» суд. Вместе с тем независимые и беспристрастные суды крайне важны как для зарождающегося гражданского общества, так и для российского бизнеса. Главное, чтобы организация и деятельность таких судебных органов были максимально прозрачны для бизнес-сообщества и государства.

Автор: Олег Бабин

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле