Несливаемость судов

| administrator

О планируемом объединении Верховного суда (ВС) и Высшего арбитражного суда (ВАС) президент Владимир Путин заявил летом на экономическом саммите в Санкт-Петербурге. Это, впрочем, для юристов давно не новость: об объединении высших судебных инстанций в эшелонах государственной власти заговорили еще в начале весны 2013 года. Однако в минувшую среду на форуме «Россия зовет!» глава государства сообщил о том, что «полностью одну систему вливать в другую нецелесообразно» для исключения «параллелизма в работе». Что означают эти слова для российского судопроизводства?

Представители власти изначально ссылались на то, что в каждой из судебных подсистем (в судах общей юрисдикции и арбитражных судах) складывается различная правоприменительная практика по одним и тем же вопросам, поэтому планируемое объединение устранит это противоречие. Действительно, это так. Например, по вопросам оспаривания договора поручительства, по спорам, связанным с кредитованием граждан и юридических лиц, и др. Более того, даже вопросы уплаты госпошлин в разных судах регулируются по-разному. Например, госпошлина по иску о признании права собственности на квартиру в гражданском процессе рассчитывается исходя из цены иска (имеющего имущественный характер) и может составлять довольно значительную сумму. Тогда как в арбитражном процессе по аналогичному спору госпошлина составляет всего 4000 руб. независимо от цены иска, поскольку для системы арбитражных судов такой иск имеет неимущественный характер.

На наш взгляд, эти проблемы нельзя решить простым объединением Верховного суда и ВАС РФ. На самом деле, как считает большинство практикующих юристов и корифеев отечественного правоведения, объединять нужно не суды, а судебные системы, при этом четко разграничивая сферы деятельности для каждой из судебных подсистем.

Простое слияние не только ничего не дает — оно невозможно в силу различных причин. Например, выделение «дочернего» арбитражного процесса из «материнского» гражданского вызвано объективной спецификой коммерческих споров, возникающих между хозяйствующими субъектами. Специфичны также споры, связанные с осуществлением и защитой интеллектуальных прав, а также административно-правовые споры между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления.

Нужно сказать, что в системе судов общей юрисдикции уже давно существует такая автономная судебная подсистема, как военные суды. Такие суды тоже имеют свою специфику, при этом они функционируют наряду с судами общей юрисдикции, не подменяя их и им не противореча. Думается, что в единой судебной системе России целесообразно было бы точно так же предусмотреть создание подсистем арбитражных, административных судов и судов по интеллектуальным правам, находящихся в подчинении высшей судебной инстанции — обновленного Верховного суда.

Вместе с тем, если арбитражные суды просто «слить» воедино с судами общей юрисдикции, мы вообще лишимся возможности разрешения коммерческих споров.

Созданная усилиями не одного поколения ученых-правоведов, высококвалифицированных судей и блестящих адвокатов система арбитражных судов России представляет собой уникальное явление не только для нашей страны, но и для высокоразвитых стран Европы и Северной Америки. Это не пустые слова, не квасной патриотизм, это данность. Сегодня наши арбитражные суды лидируют в мире по срокам и количеству рассмотрения коммерческих споров, что имеет первостепенное значение для бизнеса. Система арбитражных судов России проделала огромную работу по обеспечению открытости и доступности правосудия прежде всего за счет внедрения системы электронного документооборота и создания единой электронной базы данных всех судебных актов, принятых арбитражными судами. На очереди — размещение на сайтах судов аудиопротоколов судебных заседаний, а в дальнейшем — публикация всех материалов судебных дел, к чему суды технически готовы. Таким образом, у арбитражных судов имеется беспрецедентный опыт работы, аналога которому не существует нигде.

С другой стороны, система судов общей юрисдикции сейчас бесконечно далека от совершенства, имеются проблемы с материально-техническим оснащением судов, а самое главное — с качественным составом судейского корпуса. Если соединить систему арбитражных судов с системой судов общей юрисдикции, то первая растворится во второй без остатка. Это может стать катастрофой для российского бизнеса и страны в целом. Поэтому с последними высказываниями президента России можно не только согласиться, но и порадоваться за то, что глава государства понимает последствия от необдуманных действий в этом направлении.

Автор: Олег Бабин

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле