Третейский суд: в чем особенности?

| administrator

Третейский суд — это суд не государственный, в нем нет судей в привычном понимании этого слова как официальных представителей судебной власти.

Третейский судья — это «судья без мантии», он не состоит на государственной службе, не является членом судейского корпуса, не назначается на должность, как обычные судьи, указом президента Российской Федерации.

И все же третейский суд — это тоже суд, несмотря на то, что ни один из третейских судей не входит в систему государственных органов. Дело в том, что государство, разрешая гражданам и юридическим лицам заключать любые виды договоров, не противоречащих закону, также разрешает указанным лицам самостоятельно выбирать способы разрешения споров, возникающих из таких договоров. Одним из таких способов является возможность передать любой спор, возникший из договора, сторонами этого договора не в государственный суд, а третьему лицу — специально образованному не государственному органу, который потому так и называется «третейский» суд.

Использование третейских судов в бизнесе — не только российская, а общемировая практика. Дело в том, что третейскими судьями (или, что то же самое, «арбитрами») обычно выступают ученые-правоведы, практикующие юристы, а также специалисты в различных областях хозяйственной деятельности. Привлечение арбитрами таких специалистов (причем, как правило, специалистов высококвалифицированных) в большинстве случаев обеспечивает более быстрое и качественное разрешение хозяйственного спора, чем в государственном суде, который к тому же бывает очень перегружен другими делами.

Кроме того, решение третейского суда является окончательным, вступает в силу немедленно, и не подлежит обжалованию в какие-либо другие судебные инстанции.

И, наконец, самое главное — на основании решения третейского суда, по заявлению выигравшей стороны спора, государственный суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда. Вот уже этот исполнительный лист ничем не отличается от любого исполнительного листа, выданного по любому делу, рассмотренному государственным судом.

Необходимо отметить, что условие о рассмотрении любого спора можно включить в текст любого договора, после чего данное условие становится обязательным для лиц, подписавших договор. Более того, подписав такой договор, лица утрачивают право обращаться в иной суд, кроме третейского, по всем спорам, вытекающим из договора.

В этом и заключается большая возможность для злоупотреблений. Дело в том, что, согласно Закону о третейских судах, третейские суды должны формироваться на основании принципа беспристрастности и незаинтересованности арбитров в рассмотрении дел. Иными словами, ни одна из сторон договора не имеет право влиять на вопросы создания и организации третейского суда. Однако данное правило можно легко обойти, к примеру, через подставных лиц. Особенно легко это сделать крупной организации, такой как, скажем, «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМ» или, например, "СБЕРБАНК РОССИИ«.Именно последний стал фигурантом дела, попавшего на рассмотрение Президиума ВАС РФ по заявлению ООО «Софид» об оспаривании решения третейского суда при автономной НКО «Центр третейского разбирательства» (ЦТР). Данным решением ЦТР обязал компанию «Софид» выплатить Сбербанку 13 млн. рублей задолженности по кредиту, однако «Софид» оспорил данное решение в ВАС РФ, указав, что порядок формирования третейского суда не соответствовал принципу беспристрастности.

Дело в том, что среди учредителей автономной НКО «Центр третейского разбирательства», при которой и был образован третейский суд, был сам Сбербанк, что судьи ВАС РФ посчитали недопустимым, поскольку «никто не может быть судьей в собственном деле» и отменили решение нижестоящих инстанций о выдаче Сбербанку исполнительного листа на принудительное исполнение вышеуказанного третейского суда.

Для Сбербанка данное решение ВАС РФ может обернуться серьезными проблемами. Если Президиум сделает оговорку, что решение является основанием для пересмотра других дел по вновь открывшимся обстоятельствам, заемщики, неудачно оспорившие решения третейского суда, могут в течение трех месяцев подать заявления о пересмотре ранее принятых судебных актов.

Автор: Олег Бабин

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле