Попытка улучшить законодательство вызвала недоумение

| administrator

В данном материале мы дадим оценку инициатив Следственного комитета РФ по совершенствованию гражданского и налогового законодательства РФ.

Прекрасно понимая существующие в сфере налогов проблемы и то, что сотрудники СК РФ, безусловно, преследуют благие цели, ряд утверждений опубликованной в Российской газете статьи «Не уклоняйтесь. Необходимо поставить правовой барьер откровенно фиктивным схемам уклонения от уплаты налогов» вызывают, как минимум, недоумение.

Так, утверждение, что НК РФ рассчитан на добросовестного налогоплательщика, по меньшей мере, странно — зачем тогда в нем целый раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их нарушения», включающий в себя 4 главы и 30 статей? То, что в нем перекрыты не все лазейки, тоже неудивительно — таких кодексов, в которых перекрыты все лазейки, в мире не существует. Общеизвестно правило: чем жестче контроль, тем изощреннее укрывательство.

В том, что сейчас в НК РФ нет запрета на применение схем ухода от налогов с использованием мнимых и притворных сделок, фиктивных реорганизаций и фирм-однодневок, а также запрета на злоупотребление гражданским правом в сфере налогообложения, никакой трагедии нет. От этого действия лиц, использующие указанные методы, более законными не становятся. И, наоборот, появление такого запрета в НК РФ, явно не будет той волшебной палочкой, которая немедленно исключит применение таких схем. В конце концов, есть общие положения НК РФ, которые и сейчас с успехом применяются налоговиками и судами в борьбе с «уклонистами». Вопрос лишь в умении их применять. Лучшее оружие, как известно, то, которым умеешь пользоваться. Таким образом, дело, как обычно, не в нехватке оружия, а в неумении использовать существующее. Так, возможность юридической переквалификации налоговиками действий (в т. ч. сделок) налогоплательщика была предусмотрена положениями ст. 45 НК РФ в самой первой ее редакции (вступила в силу 01.01.1999г.) и сохраняется по сей день! Более того, это право никогда и никем (в т. ч. и судами) не подвергалось сомнению.

А вот предложение о дополнении понятийного аппарата НК РФ такими понятиями, как «налоговая оптимизация», «фиктивная хозяйственная операция» и «фиктивная организация» следует поддержать хотя бы по той простой причине, что их введение будет служить повышению правовой определенности налогового законодательства, что, в свою очередь, безусловно, положительно скажется на правоприменительной практике в данной сфере.

Не совсем понятен смысл предложения дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьей, устанавливающей ответственность за создание и (или) использование в деятельности заведомо фиктивного юридического лица. Как она будет соотноситься с частями 3 и 4 ст. 14.25. «Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действующего кодекса, которыми предусмотрена административная ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и недостоверных сведений о юридическом лице? Или с положениями следующих статей УК РФ: 170.1. «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета», 173.1. «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2. «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»?

Автор: Вячеслав Ушкалов

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле