Спорные вопросы залога долей в уставном капитале ООО

| administrator

До конца 2008 г. законодательное регулирование залога долей практически отсутствовало. Затем в Федеральном законе от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ ) появился ряд новелл, однако, как это часто бывает, многие вопросы законодатель оставил без ответа. Каким образом следует решать такие вопросы на практике, читайте в настоящем материале.

Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 312-ФЗ) и от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены значительные изменения в ст. 22 Закона № 14-ФЗ). Указанными изменениями, в частности, были предусмотрены:

• обязательное нотариальное удостоверение договора залога доли под угрозой признания его недействительным (ничтожным);

• необходимость фиксации в ЕГРЮЛ сведений о залоге доли и порядок ее осуществления;

• порядок погашения записи в ЕГРЮЛ об обременении доли.

Данные нововведения оказали положительный правовой эффект на регулирование правоотношений, связанных с залогом доли в уставном капитале ООО. Тем не менее, на сегодняшний день ряд вопросов в данной сфере остаются неурегулированными, что вызывает определенные сложности в правоприменительной практике. Рассмотрим некоторые из них.

Момент возникновения права залога на долю

В настоящее время остается спорным вопрос, с какого момента доля будет считаться находящейся в залоге. Существует два возможных варианта ответа на этот вопрос:

• с момента нотариального удостоверения договора залога доли;

• с момента внесения записи о залоге доли в ЕГРЮЛ, т. е. с момента так называемой регистрации.

Рассмотрим оба варианта.

Вариант 1. Возникновение залога доли с момента нотариального удостоверения соответствующего договора.

В соответствии с п. 1 ст. 341 ГК РФ право залога возникает с момента заключения договора о залоге. В Законе № 14-ФЗ не определено, с какого момента договор о залоге доли считается заключенным и с какого момента соответственно возникает право на залог. Однако по аналогии с п. 12 ст. 21 Закона № 14-ФЗ, регулирующей порядок отчуждения доли, в соответствии с которым доля переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на ее отчуждение, можно предположить, что право залога на долю также возникает с момента нотариального удостоверения договора залога. Весьма вероятно, что законодатель исходил из единых правил определения момента возникновения юридического эффекта от сделок, совершаемых с долями и подлежащих нотариальному удостоверению. Кроме того, процедуры заключения договора отчуждения доли и договора залога, а также внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ абсолютно идентичны.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что моментом заключения договора залога доли и соответственно возникновения права залога на долю является момент нотариального удостоверения указанного договора.

Вариант 2. Возникновение залога доли с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о залоге доли.

Существует также мнение, что право залога возникает с момента его регистрации. Сторонники данной точки зрения ссылаются на ст. 11 Закона РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-1 «О залоге» (далее – Закон № 2872-1), в соответствии с которой, если залог имущества подлежит государственной регистрации, то договор о залоге считается заключенным с момента его регистрации, под которой понимается внесение в ЕГРЮЛ сведений о залоге доли. В частности, такую позицию заняла Федеральная нотариальная палата в своих Рекомендациях по применению отдельных положений Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». [1] Однако при этом возникает вопрос: можно ли считать внесение в ЕГРЮЛ сведений относительно залога доли фактом регистрации права залога? Скорее всего, нельзя, и обусловлен данный вывод следующим.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Законом. Как видим, Закон № 129-ФЗ не предусматривает регистрации каких-либо прав в ЕГРЮЛ, в частности, права залога и в т. ч. права на долю, как, например, это предусмотрено в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Последним прямо устанавливается, что в ЕГРП производится регистрация возникновения, обременения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество и что такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В ЕГРЮЛ регистрируются лишь определенные законом сведения о каких-либо изменениях, произошедших в ООО. Причем, в отличие от регистрации фактов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, с момента которой возникают соответствующие правоотношения, регистрация иных сведений о юридических лицах носит лишь информативный характер. Ее цель – уведомить всех третьих лиц о произошедших в обществе изменениях.

В качестве примера можно привести изменение сведений о генеральном директоре, а также об участниках и принадлежащих им долях: полномочия генерального директора возникают с момента его избрания уполномоченным органом управления, а участники приобретают права на долю с момента нотариального удостоверения договора на отчуждение доли, тогда как сведения в ЕГРЮЛ вносятся уже после возникновения соответствующих правоотношений и направлены на информирование третьих лиц о свершившемся факте. То же самое можно сказать и о внесении в ЕГРЮЛ сведений о залоге доли. Данная процедура, скорее, направлена на отражение в реестре соответствующей информации, но при этом, по смыслу Закона № 129-ФЗ, не связана с регистрацией самого залога и всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, в настоящее время существует правовая неопределенность в отношении установления момента возникновения права залога на долю в уставном капитале ООО. К сожалению, какой-либо судебной практики по этому вопросу пока не сложилось в силу того, что указанные новеллы законодательства вступили в силу относительно недавно.

Необходимо отметить, что и в отношении залога акций момент возникновения права залога в настоящее время также остается неурегулированным.

Наиболее правильной c точки зрения обеспечения интересов участников гражданского оборота представляется позиция, согласно которой право залога должно возникать с момента государственной регистрации залога доли в ЕГРЮЛ, и на это, по мнению авторов, следует прямо указать в законе. Такой подход защищает как залогодержателя доли от неправомерного отчуждения предмета залога, так и интересы потенциальных приобретателей долей, которые перед приобретением доли могут удостовериться, находится ли она в залоге, и, если находится, то с какого момента.

В то же время необходимо отметить, что в настоящее время внесение в ЕГРЮЛ записи о залоге доли сопряжено с рядом проблем. Так, в связи с принятыми изменениями старые формы заявлений на внесение изменений в ЕГРЮЛ не соответствуют новым положениям Закона № 14-ФЗ, на что прямо указывает ФНС России, [2] а новые, рекомендуемые ею формы заявлений до сих пор не утверждены. Кроме того, не разработаны и рекомендации по порядку их заполнения. В результате, велик риск отказа со стороны налоговых органов в регистрации сведений о залоге доли ввиду неправильного заполнения формы заявления. В таком случае налоговые органы не возвращают пакет документов, поданный на регистрацию, из-за чего процедура внесения в ЕГРЮЛ сведений о залоге доли может существенно затянуться.

Все это делает вышеизложенную позицию менее привлекательной по сравнению с точкой зрения, в соответствии с которой право залога возникает с момента нотариального удостоверения соответствующего договора.

Погашение записи в ЕГРЮЛ об обременении доли

Как уже указывалось, в Законе № 14-ФЗ впервые введен порядок погашения записи в ЕГРЮЛ об обременении доли. Однако назвать соответствующее положение Закона порядком снятия обременения можно лишь с большой натяжкой, поскольку законодатель ограничился указанием на то, что запись в ЕГРЮЛ о залоге доли погашается на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя (п. 3 ст. 22 Закона № 14-ФЗ). По сути, данный аспект остается неурегулированным. На практике в связи с этим возникает масса вопросов, ответы на которые, к сожалению, приходится искать самостоятельно, путем проб и ошибок.

Основные проблемы здесь следующие.

Во-первых, ФНС России никак не разъяснила, каким образом должна заполняться форма соответствующего заявления, а также кто будет считаться заявителем при подаче документов в регистрационный орган – оба лица (залогодатель и залогодержатель) либо один из них.

Во-вторых, законодательством не установлен срок для обращения в налоговый орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении залога (он предусмотрен только для внесения записи о залоге). Представляется, что данный момент целесообразно урегулировать непосредственно в самом договоре залога.

В-третьих, остается открытым вопрос о необходимости представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих прекращение залога.

В подобной ситуации остается надеяться на то, что в ближайшем будущем ФНС России представит соответствующие разъяснения относительно порядка погашения записи о залоге доли в ЕГРЮЛ. Пока же можно опираться лишь на немногочисленные примеры из практики в этой области.

Регулирование специфики залога доли

Изменения относительно залога доли, внесенные в Закон № 14-ФЗ, направлены на регулирование процедурных вопросов залога и не касаются содержания залоговых правоотношений. Однако доля в уставном капитале ООО – специфический предмет залога, и общие нормы раздела IV «Залог прав» Закона № 2872-1 в ряде случаев не соотносятся с особенностями регулирования вопросов, связанных с владением долей.

В частности, Закон не поясняет, кем при залоге доли должны осуществляться корпоративные права участника (право на участие в управлении делами общества, на ознакомление с информацией о его деятельности, на обжалование решений органов управления и т. д.).

Судебной практики по данному вопросу еще не сформировалось, но существует аналогичная практика судов в отношении залога акций. Представляется, что ее можно применить и к правоотношениям, связанным с залогом долей. На сегодняшний день суды придерживаются точки зрения, что все права, предоставленные заложенными акциями (в т. ч. самое главное право – голосовать на общем собрании), принадлежат залогодателю. Так, при рассмотрении одного из дел суд указал, что обеспечение исполнения обязательств залогом акций само по себе не влечет и не может повлечь в дальнейшем приобретение залогодержателем каких-либо прав в области «корпоративного контроля» над акционерным обществом. [3]

Закон также не дает ответа на вопрос, как соотносится содержащийся в пп. 2, 3 ст. 56 Закона № 2872-1 запрет в отношении залогодателя на совершение уступки заложенного права, а также действий, влекущих прекращение заложенного права или уменьшение его стоимости, с предусмотренным Законом № 14-ФЗ правом участника на свободный выход из общества (при условии указания на это в уставе), когда к последнему перейдет находящаяся в залоге доля, которую общество, в свою очередь, в течение года будет обязано продать (распределить между участниками) либо погасить. Аналогичным образом может быть рассмотрено право участника на участие в управлении делами общества и голосование по всем вопросам повестки дня, включая вопрос об изменении размера уставного капитала, которое повлечет изменение размера принадлежащей ему доли (в худшем случае – в сторону уменьшения).

Представляется, что в подобных обстоятельствах запрет на совершение уступки заложенного права или действий, влекущих уменьшение его стоимости, предусмотренный ст. 56 Закона № 2872-1, не распространяется на случаи реализации залогодателем своих корпоративных прав – права на выход, права на голосование. Поэтому в целях защиты интересов залогодержателя целесообразно урегулировать указанные вопросы в самом договоре залога доли, а также осуществлять постоянный мониторинг залогодателя, что является наиболее сложным.

Новеллы законодательства в сфере регулирования залога доли в уставном капитале ООО (Проект новой редакции ГК РФ)

Безусловно, механизм правового регулирования залога доли нуждается в совершенствовании.

В проекте новой редакции ГК РФ законодатель сделал попытку урегулировать особенности залога долей и акций путем введения специального института – «залог корпоративных прав», однако в основном его нормы посвящены регулированию залога акций, а не долей. Так, остался открытым вопрос о моменте возникновения права залога на долю. Также в законопроекте ничего не сказано о порядке погашения записи о залоге доли в ЕГРЮЛ.

При этом разработчики проекта новой редакции ГК РФ решили вопрос, связанный с судьбой корпоративных прав залогодателя. В соответствии со ст. 358.17 законопроекта, если иное не предусмотрено договором залога доли в уставном капитале ООО, до момента прекращения права залога права участника общества осуществляются залогодержателем.

При этом применительно к залогу акций в проекте новой редакции ГК РФ предлагается противоположный подход: при залоге акций удостоверенные ими корпоративные права осуществляет залогодатель (акционер), если иное не предусмотрено договором залога акций.

Разница в подходах, очевидно, связана с тем, что степень влияния участника ООО на состояние последнего существенно выше, нежели влияние акционера на состояние АО. Например, как уже указывалось, участник ООО может выйти из общества (и тогда его доля перейдет к обществу), чему залогодержатель не может воспрепятствовать, или создать иную ситуацию, при которой ему будет выплачена действительная стоимость доли, что уменьшит активы ООО и, соответственно, снизит ценность заложенной доли.

В обоих случаях, в силу соответствующего указания, содержащегося в ст. 358.17 проекта новой редакции ГК, договором залога может быть предусмотрено иное (права акционера осуществляет залогодержатель, а участника ООО – залогодатель, хотя на последнее вряд ли согласятся залогодержатели).


[1] См. «Нотариальный вестник». 2009. № 12.

[2] См. Письмо ФНС России 25.06.2009 № МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ».

[3] См. постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу № А56-71/2010, от 28.12.2010 по делу № А56-52975/2009.

Автор: Вячеслав Ушкалов

Ознакомиться с полным текстом статьи.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле