Поправки в Гражданский кодекс конкретизируют правила залога имущественных прав

| administrator

  • Как будет регулироваться залог прав новой редакцией Гражданского кодекса
  • Каких сведений будет достаточно для индивидуализации в договоре залога будущих прав
  • Что такое залоговый счет и кому он может понадобиться

Как известно, скоро Гражданский кодекс РФ (далее - кодекс) ожидают большие перемены: готовящийся Проект поправок (далее также - Проект) предполагает существенные изменения для многих правовых институтов [1]. В частности, Проект предусматривает введение новых норм, подробно регулирующих залог имущественных прав. В настоящей статье мы постарались проанализировать основные планируемые изменения в данной области.

В новой версии Гражданского кодекса залог имущественных прав будет урегулирован детально

Прежде всего необходимо отметить, что действующая редакция ГК РФ вместо регулирования залога имущественных прав содержит, по существу, лишь фрагментарные упоминания о таком предмете залога (п. 3 ст. 335 и п. 1 ст. 336 ГК РФ). Проект поправок в Гражданский кодекс РФ должен устранить это упущение. Так, общим вопросам залога имущественных прав посвящена статья 358.1 Проекта, в которой, помимо обычного залога имущественного права, предусмотрены три новые его разновидности:

- залог прав, которые возникнут в будущем из существующих или будущих обязательств (п. 2);

- залог части права, отдельного или нескольких прав, вытекающих из одного обязательства (п. 3);

- залог совокупности прав (в том числе будущих), вытекающих из разных обязательств (п. 4).

Кроме того, в пункте 5 этой же статьи предусмотрено, что, если срок действия заложенного права прекращается и к этому моменту на предмет залога залогодержателем не обращено взыскание, то он утрачивает право требовать от должника досрочного прекращения основного обязательства на этом основании.

На наш взгляд, названное положение вполне логично: разумный залогодержатель при заключении договора как минимум поинтересуется сроком существования обеспечения и примет на себя связанные с этим риски.

Стоит обратить внимание и на пункт 6 статьи 358.1, в котором установлено общее правило: при обращении взыскания на заложенное право и его реализации к его приобретателю переходит только «чистое» право (без связанных с ним обязанностей). Иной вариант (приобретение вместе с правом и обязанностей) может быть предусмотрен законом или договором.

Также Проект предполагает и ограничения для использования имущественных прав в качестве предмета залога. В частности, статья 358.2 устанавливает, что залог права не допускается, если договором, из которого оно вытекает, запрещена цессия. Исключение составляют случаи, прямо поименованные в законе.

Кроме того, залог права допускается только с согласия должника, если оно обязательно в силу договора или если вместе с правом его приобретатель получит и соответствующие обязанности. В названных случаях игнорирование воли должника повлечет недействительность сделки (п. 4 ст. 358.2 Проекта).

Договор залога должен содержать оценку имущественного права

Новая редакция кодекса будет включать требования к содержанию договора залога имущественных прав (ст. 358.3). В их числе следует особенно отметить требование указывать сторону, у которой будут находиться подлинники документов, удостоверяющие закладываемое право. По умолчанию такие подлинники должны быть переданы залогодержателю в предусмотренный договором или разумный срок, если только залогодержатель не согласился оставить их у залогодателя или не настаивает на их передаче в депозит нотариуса.

Отметим, что исполнение этого требования закона может повлечь практические сложности: если в число документов, удостоверяющих закладываемое право, входят первичные учетные документы (например, платежные поручения), их отсутствие у залогодателя создает серьезные проблемы в ходе налоговой проверки. Поэтому лучше отдельно оговорить в договоре поведение сторон в подобной ситуации.

По общему правилу в договоре залога следует указывать оценку заложенного права, однако это необязательно, если речь идет о праве требования уплатить конкретную денежную сумму. В таком случае в договоре вместо оценки права может быть указан размер этой суммы или порядок ее определения. Вопрос в том, насколько часто стороны будут пользоваться данной возможностью. Вряд ли разумный кредитор оценит предмет залога по номиналу, без учета рисков неисполнения заложенного права.

В статье 358.8 Проекта предусмотрена возможность перевода залогодержателем на себя заложенного права, но только с согласия залогодателя и только в случае обращения на него взыскания (п. 2, 3). Стороны договора залога могут заключить соглашение об обращении взыскания на предмет залога во внесудебном порядке и в нем предусмотреть, что заложенное право реализуется путем перевода на залогодержателя или указанное им лицо. В этом случае при отказе залогодателя от перевода залогодержатель или третье лицо вправе обратиться в суд с требованием произвести такой перевод.

В названной статье также решен вопрос и о размере удовлетворения прав залогодержателя при обращении взыскания на заложенное право требования уплаты денежной суммы.

По общему правилу требования залогодержателя удовлетворяются в пределах оценочной стоимости заложенного права. Однако если при заключении договора залога такую оценку не провели, в договоре не отражены ее результаты или не установлено иное, то требования залогодержателя подлежат удовлетворению по «номиналу» заложенного денежного требования.

Залог безналичных денег, возможно, скоро появится в ГК РФ

Рассматривая вопрос залога денежных средств, нельзя не коснуться проблемы определения правовой природы безналичных денег. До сих пор в законе четко не сказано, относятся ли такие объекты к имущественным правам. Как понятно из текста Проекта, его разработчики отвечают на этот вопрос положительно. Ведь в качестве имущественных прав как предмета залога в предложенной редакции ГК РФ названы, в том числе, и права по договору банковского счета и банковского вклада (ст. 358.9 - 358.15).

Основным условием залога прав по договору банковского счета является открытие залогодателю так называемого «залогового счета» (для гражданского законодательства это новое понятие). При этом залогодержателем по такому залогу может быть и сам банк, в котором у залогодателя открыты другие счета. Открыть себе залоговый счет компания может независимо от того, заключила ли она уже договор о залоге прав или нет. А сам договор залога прав можно заключить и при отсутствии на залоговом счете залогодателя денежных средств (п. 3, 4 ст. 358.9 Проекта).

На залоговый счет также могут зачисляться и другие причитающиеся залогодателю суммы на основании договора залога любого другого имущества, например, страховое возмещение за утрату или повреждение заложенного имущества, доходы от использования заложенного имущества, и т.д. (п. 5 ст. 358.9 Проекта).

По общему правилу под залогом находятся все денежные суммы на залоговом счете в любой момент действия договора о залоге, если в договоре залога стороны не предусмотрели других условий (п. 2 ст. 358.10 Проекта). Так, в договоре можно предусмотреть залог строго определенной суммы, которая становится неснижаемой, то есть остаток средств на залоговом счете всегда должен быть равен или больше такой суммы (п. 3 ст. 358.10 Проекта). Причем даже при частичном исполнении обязательства, обеспеченного залогом, уменьшать такую неснижаемую сумму нельзя. Исключение — только в случае, если в договоре о залоге стороны прямо прописали подобную возможность. Если же залогодержателем является банк, открывший клиенту залоговый счет, то действует противоположное правило: размер твердой денежной суммы, в отношении которой заложены права залогодателя, уменьшается соразмерно исполненной части обязательства, обеспеченного залогом.

Договор залога прав по банковскому счету должен быть заключен исключительно в письменной форме в виде единого документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность (п. 1 ст. 358.11 Проекта). Кроме того, банк-залогодержатель обязан вести учет всех договоров залога по заключенным им договорам банковского счета. Право залога возникает у залогодержателя лишь с момента учета банком такого договора (п. 3 ст. 358.11, ст. 358.12 Проекта).

По общему правилу залогодатель вправе свободно распоряжаться денежными средствами на залоговом счете, за исключением залога прав в отношении твердой денежной суммы (п. 1, 3 ст. 358.13 Проекта). Но это право может быть ограничено условиями договора залога. Скорее всего, этим дозволением будут пользоваться залогодержатели, поскольку при отсутствии подобного ценность залога будет крайне невысока.

Механизм работы залогового счета фактически предусмотрен в пункте 4 статьи 358.13 Проекта. Так, после получения банком письменного уведомления залогодержателя о неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обязательства, он (банк) не вправе исполнять те распоряжения залогодателя, которые повлекут за собой снижение остатка на залоговом счете до суммы ниже размера обеспеченного залогом обязательства. Если такой запрет банк нарушит, он автоматически станет солидарно обязанным наряду с должником перед залогодержателем (п. 5 ст. 358.13 Проекта).

Учитывая специфику прав по договору банковского счета, выступающих в качестве предмета залога, разработчики Проекта не распространили на них общие правила о реализации заложенного имущества (ст. 350 - 350.2 Проекта). Для залога прав по банковскому счету предусмотрен особый порядок удовлетворения требований залогодержателя: на основании распоряжения залогодержателя банк списывает денежные средства с залогового счета залогодателя и выдает их залогодержателю или зачисляет на указанный им банковский счет (п. 2 ст. 854).

Право, которое возникнет в будущем, в договоре залога можно будет описать приблизительно

В настоящее время залог имущественных прав, которые залогодатель приобретет в будущем, допускается Гражданским кодексом, только если такой залог предусмотрен законом или договором (п. 6 ст. 340 ГК РФ). В Проекте использована другая — на наш взгляд, гораздо более удачная формулировка: «предметом залога может быть право, которое возникнет в будущем из существующего или из будущего обязательства» (п. 2 ст. 358.1). Согласно разъяснениям Президиума Высшего арбитражного суда РФ право залога в таком случае возникает с момента приобретения залогодателем соответствующего имущества [2]. И хотя данные разъяснения были даны только в отношении имущества, а не имущественных прав, нет никаких оснований для ограничения их применения и в отношении последних.

Аналогичный вывод, теперь уже в отношении залога имущественных прав, изложен в статье 358.5 Проекта: «...залог права возникает с момента заключения договора залога, а при залоге будущего права, — с момента возникновения этого права. Если залогом права обеспечено исполнение обязательства, которое возникнет в будущем, залог возникает с момента возникновения этого обязательства».

Если стороны договора залога имущественных прав, которые возникнут в будущем, затрудняются с описанием обязательства, из которого они возникнут, то в договоре залога можно определить его предмет самым общим образом. Будет достаточно данных, позволяющих индивидуализировать закладываемые права и определить лиц, которые являются или будут являться должниками по этим правам (п. 2 ст. 358.3 Проекта).

Это, безусловно, должно снизить риск оспаривания договора по причине его незаключенности и повысить надежность такого обеспечения, как залог будущего права.

Рассматривая вопрос залога будущих прав, нельзя обойти вниманием и недавнее постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» [3]. В нем судьи разъяснили, что если предметом договора является недвижимость, которая будет создана в будущем, то для ее индивидуализации достаточно указать данные, позволяющие определенно установить такое имущество (местонахождение, характеристики и свойства недвижимости, и т.д.).

Это постановление лишний раз подтверждает наметившуюся тенденцию по ослаблению формального подхода к содержанию сделок с недвижимостью (и, как следствие, с правами на нее). Цель таких послаблений - не оставить недобросовестным компаниям шанса признать невыгодные им сделки незаключенными из-за неопределенности их предмета.

Права по заложенным акциям будет осуществлять залогодатель, а по долям — залогодержатель

Еще одно интересное новшество, предусмотренное Проектом, — залог корпоративных прав, которые, по сути, представляют собой акции (в отношении акционерных обществ) или доли в уставном капитале (в отношении обществ с ограниченной ответственностью). Залог других корпоративных прав Проектом не предусмотрен (ст. 385.17). Отсюда можно сделать вывод, что отдельные права, удостоверенные акциями или долями (например, право голоса на общем собрании, право преимущественной покупки акций или долей и т. д.), предметом залога быть не могут.

Правда, на наш взгляд, такой запрет не должен ограничивать залог прав на получение объявленных дивидендов по акциям или распределенной прибыли в ООО. В отношении дивидендов в Проекте предусмотрено только одно правило: право на получение доходов по заложенной ценной бумаге и денежных сумм от ее погашения принадлежит залогодержателю, если иное не предусмотрено договором залога (п. 4 ст. 358.20). При этом такие доходы и денежные суммы должны засчитываться в счет погашения обязательства, исполнение которого обеспечено залогом ценной бумаги.

Порядок осуществления прав по заложенным акциям и долям в Проекте различается. Так, до момента прекращения залога доли в уставном капитале ООО связанные с ней права осуществляет залогодержатель, если иное не предусмотрено договором залога доли (ст. 358.17 Проекта).

Получается, что залог доли фактически приравнивается к ее отчуждению, за тем лишь исключением, что в случае прекращения залога доля возвращается залогодателю. Вопрос с залогом акций решен в Проекте противоположным образом: при их залоге удостоверенные акциями корпоративные права осуществляет залогодатель (акционер), если иное не предусмотрено договором залога (п. 2 ст. 358.17).

Скорее всего, такой подход связан с тем, что степень влияния участника ООО на состояние общества существенно выше, нежели акционера в АО. Например, участник ООО может выйти из общества и при этом его доля перейдет последнему. Либо он может проголосовать на общем собрании за принятие решения об изменении размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, в результате чего размер его доли изменится (в худшем случае — уменьшится).

Следует заметить, что такое злоупотребление возможно и со стороны акционера в виде голосования за увеличение уставного капитала с целью снизить стоимость заложенного пакета акций.

Однако оба названные выше правила стороны могут изменить по своему усмотрению, прописав в договоре залога другие положения: права акционера осуществляет залогодержатель, а участника общества с ограниченной ответственностью — залогодатель (хотя на это залогодержатели вряд ли согласятся). В любом случае в договоре залога можно предусмотреть дополнительные гарантии для залогодержателя от возможных злоупотреблений со стороны залогодателя, а именно: включение в договор требования о досрочном исполнении обеспеченного залогом обязательства.

Момент возникновения права залога долей в Проекте не определен

Наконец, в Проекте определен момент возникновения права залога акций (п. 1 ст. 358.19). В действующем законодательстве этот вопрос не урегулирован. Так, в отношении документарной ценной бумаги право залога возникает в момент ее передачи залогодержателю (если иное не установлено законом или договором). Право залога бездокументарной ценной бумаги возникает в момент внесения записи о залоге по счету (в реестре), на котором отражаются соответствующие заложенные ценные бумаги, если законом или договором не установлено, что право залога возникает позднее (но не ранее). Правда, момент возникновения права залога на долю в уставном капитале ООО в Проекте не решен.

Статьей 358.19 установлена обязательная письменная форма договора залога корпоративных прав. Ее несоблюдение повлечет признание такого договора недействительным (ничтожным).

Также следует отметить положения пункта 5 статьи 358.20 Проекта, в котором сказано, что при конвертации заложенных ценных бумаг в другие ценные бумаги или имущество право залога переходит на такие вновь полученные объекты. Это правило можно отменить в договоре залога (п. 2 ст. 345). Если же залогодатель дополнительно к заложенным ценным бумагам получает другие ценные бумаги или другое имущество, то такие полученные объекты также находятся в залоге у залогодержателя (п. 2 ст. 338).

Эти правила направлены на борьбу с недобросовестными залогодателями или корпоративными захватчиками, которые часто осуществляют подобного рода действия с целью лишить акционера корпоративного контроля, а залогодержателя - предмета залога.


[1] Проект разработан Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа президента РФ от 18.07.2008 №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

[2] Пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 №26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм ГК РФ о залоге».

[3] Подробнее о постановлении от 11.07.2011 № 54 можно прочитать на сайте www.arbitr-praktika.ru в разделе «Архив журнала», 2011 год, № 8, рубрика «Репортаж».

Автор: Вячеслав Ушкалов

Ознакомиться с полным текстом статьи.


Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле