Арбитражный процесс – это не самое страшное...

| administrator

На вопросы нашего корреспондента отвечает Вячеслав Ушкалов, партнер Адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и Партнеры".

– Вячеслав Николаевич, не секрет, что большинство российских компаний когда-либо что-либо обналичивали. И вот к ним приходит налоговая. Что делать?

– Прежде всего надо срочно получить информацию о своем контрагенте (имеется в виду юридическое лицо). Во-первых, необходимо выяснить, зарегистрирован ли он в ЕГРЮЛ. Если ОГРН и ИНН у организации поддельный, то, скорее всего, ваши ссылки на неосведомленность о данном факте не будут приняты во внимание проверяющими и судом. Затем смотрим, сдавала ли компания отчетность. Если не сдавала, см. выше, а если сдавала, смотрим, до какой даты. Хорошо если в период вашего с ней сотрудничества с отчетностью было все в порядке. На следующем этапе смотрим, достоверную ли отчетность сдавал контрагент. Например, у вас с поставщиком сделка на миллион, а он показывает налоговой обороты на 100 тыс. Далее проверяем директора. Во-первых, жив он или нет (причем в буквальном смысле). Бывает, что числящегося директором человека уже давно нет на свете. Если все-таки жив, выясняем, действительно ли он работал директором и знает ли он вообще о том, что является директором. Например, в моей практике был такой случай: дама, числящаяся директором, в период своего "директорства" отбывала наказание в Ивановской исправительно-трудовой колонии. Если выясняется, что никакого отношения к вашему контрагенту директор на самом деле не имеет и уже дал об этом показания правоохранительным органам, то вам придется объяснять, как вообще вы вступили в правоотношения с этой компанией. И эти объяснения будут крайне непростыми. Настоятельно рекомендую первоначально обсудить их с юристом. Ну и, наконец, необходимо проверить, возможны ли были вообще реальные отношения с этой организацией. Допустим, мы указываем, что эта организация оказала нам транспортные услуги, и тут выясняется, что у нее никогда не было транспорта. Или говорим, что складировали там продукцию, а у них складов никогда не было.

– Я так понимаю, когда к вам приходят предприниматели, вы сами выясняете все эти обстоятельства? И какова тенденция?

– Если я выявляю вышеуказанные обстоятельства, честно предупреждаю клиента о том, что его шансы на успешное разрешение дела крайне низки, и берусь за дело, только если клиент, в полной мере осознав мои рекомендации, настаивает на судебном процессе. Надо сказать, что в практике и сейчас имеются дела, когда суды даже в такого рода случаях становятся на сторону налогоплательщика.

Также нужно отметить, что все вышеуказанные факты легко и свободно выявляются либо налоговыми инспекторами, либо оперативниками МВД путем проведения встречных проверок, опросов, направления запросов и т.п. Не прошло и десяти лет, как наши органы милиции, прокуратура овладели-таки методикой раскрытия налоговых преступлений. Раньше они этого не умели, и мы достаточно легко им противостояли. Сейчас ситуация в корне изменилась. Существующая на сегодняшний день методика применяется отлаженно, грамотно и эффективно, и раскрытие преступлений такого рода стало делом техники, доступной любому среднему исполнителю.

– А почему, кстати, мы говорим о милиции? Разве в арбитражных спорах задействованы сотрудники органов внутренних дел?

– Арбитражный процесс – это далеко не самое страшное. В делах, о которых мы говорим, налоговая действует четко и определенно, она тут же возбуждает уголовное дело по статье 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и/или сборов с организации". После чего проводятся оперативные мероприятия в рамках этого дела, и, как правило, их результаты свидетельствуют не в пользу налогоплательщика. По вполне объективным, кстати, причинам, а не потому, что налоговые или правоохранительные органы что-то якобы фабрикуют. Им просто не нужно ничего фабриковать, настолько там все очевидно и примитивно. И здесь клиенту уже требуется юрист со знанием не только налогового, но и уголовного и уголовно-процессуального права.

"Деловая Москва", еженедельная газета для малого бизнеса, №24 (617), 16 - 22 июля 2007 г., стр.9

Ознакомиться с полным текстом статьи.

Подписаться на обновления

Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле