Интервью с партнером Вячеславом Ушкаловым

| administrator

Российская таможня, игнорируя решения суда, продолжает требовать от перевозчиков дополнительные гарантии для грузов. Возможно, новое судебное решение, поможет изменить ситуацию. На днях Высший арбитражный суд Российской Федерации признал недействующими письма Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), опираясь на которые таможня помимо книжки TIR (МДП) требует для пересекающих границу РФ грузов до полнительные гарантии. Скоро станет ясно, появится ли надежда на то, что таможня откажется от этих требований.

На днях Высший арбитражный суд Российской Федерации признал недействующими письма Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), опираясь на которые таможня помимо книжки TIR (МДП) требует для пересекающих границу РФ грузов дополнительные гарантии. Скоро станет ясно, появится ли надежда на то, что таможня откажется от этих требований.


В июле прошлого года ФТС РФ опубликовала письмо, в котором заявила, что в дальнейшем для товаров, перевозимых по системе Carnet TIR (см. Справку), наличия у перевозчика только книжки TIR будет недостаточно. Были разработаны новые правила таможенного сопро вождения, предоставления обеспечения оплаты таможенных пошлин, налогов и установления маршрута перевозки.

Необходимость ввести новую систему ФТС объяснила тем, что российский бюджет недополучает налогов.

Первоначально планировалось, что новые требования начнут действовать с 14 августа 2013 года, однако ФТС пошла навстречу предпринимателям и отодвинула «чёрный день» на месяц.

Хотя новая система действует недолго, она уже привела к подорожанию грузоперевозок и, как отмечают эстонские перевозчики, к сокращению их объёмов. Всё это время российская Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), долгие годы выступающая гарантом того, что перевозчики выполнят свои финансовые обязательства при оплате таможенных пошлин, пытается в судебном порядке оспорить законность нововведений.

По оценке ФТС, ассоциация задолжала ей крупную сумму денег, которую не оплатили недобросовестные перевозчики. По данным же АСМАП, это лишь формальный повод: у таможни нет никаких оснований требовать эти деньги, а реальная причина — это желание списать задолженности (таможне надоело воевать и проигрывать в судах), а также оттянуть на себя часть бизнеса через близкие к госструктуре фирмы.

Недействующая норма в действии

Интересы АСМАП в судебных спорах представляет бюро «Плешаков, Ушкалов и партнёры». Как рассказал адвокат Вячеслав Ушкалов, в августе прошлого года АСМАП и один из перевозчиков обратились в Высший арбитражный суд РФ с целью оспорить упомянутое письмо таможенной службы, и в конце прошлого года суд признал его недействующим.

«Мы доказали, что это письмо по содержанию является нормативным актом. Суд признал его недействующим именно потому, что был нарушен порядок принятия нормативного акта. Но, к сожалению, суд не дал оценку содержанию этого документа», пояснил он.

Казалось бы, справедливость должна была восторжествовать, однако таможня пошла на хитрость. ФТС отменила недействующее письмо, но тут же издала пять новых писем приблизительно прежнего содержания. «Иными словами, ФТС публично проигнорировала вынесенное против неё судебное решение», прокомментировал Ушкалов.

Первый зам таможне тоже не указ

26 ноября 2013 года состоялось совещание у первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова на тему исполнения Россией Таможенной конвенции с применением книжки TIR. В результате появился шуваловский протокол с целым рядом решений, в котором пунктом первым значилось «обеспечить продолжение конвенции TIR после 1 декабря 2013 года». Однако 2 декабря таможня издаёт информационное сообщение о том, что после 1 декабря книжки TIR будут приниматься только на трёх таможнях Северо-Западного направления (Выборгская, Карельская и Мурманская).

АСМАП вновь обжаловал письма таможни в суде. Последнее заседание суда состоялось 24 февраля этого года. «Уже известно, что эти письма также признаны недействующими. Однако нюансы решения пока неизвестны. Если в нём вновь не будет оценки законности их содержания, то ФТС и дальше будет безнаказанно издавать письма, аналогичные отменённым», отметил он. В таком случае до 1 июля этого года всё останется не изменным. С июля таможня расторгнет соглашение с АСМАП и выберет гарантийные объединения на основе открытого конкурса. Не исключено, что новое соглашение будет соответствовать интересам только одной стороны — ФТС и перевозчики и дальше будут нести дополнительные расходы. Если будут признаны недействующими сами требования таможни, ситуация может измениться.

О том, как представляется Ассоциации международных автоперевозчиков России ситуация с фактическим отказом российской таможни от признания книжек Carnet TIR, рассказал адвокат бюро «Плешаков, Ушкалов и партнёры» Вячеслав Ушкалов.

Главные официальные причины отказа ФТС от системы гарантий по Конвенции TIR – это задолженность АСМАП и увеличение числа неуплаты перевозчиками пошлин. Как, на ваш взгляд, дела обстоят в реальности?

Это формальные причины. ФТС считает, что задолженность АСМАП превышает 420 млн. евро, из которых основной долг в 187 млн. евро приходится на 2001-2003 годы, а остальное набежавшие за десять лет пени и штрафы. По данным ассоциации, никаких долгов вообще нет. Все иски по своим требованиям ФТС проиграла. К тому же срок исковой давности к АСМАП прошёл, ни о каких суммах речи идти не может. Что касается роста числа нарушений перевозчиками таможенных процедур в 2010-2013 годах, то известно лишь о 53 случаях недоставки товара из более чем полутора тысяч перевозок. Может быть, стоило в рамках системы управления рисками просто не допускать к работе именно тех перевозчиков, которые совершили нарушения, чем наказывать всех остальных? Контраргументов ФТС не привела. Реальный повод – это списание задолженности, а также желание оттянуть на себя часть бизнеса через свои фирмы-поручители.

Как это возможно и чем это обернётся?

Таможня заявила, что дальнейшее развитие отношений с национальными гарантийными объедине ниями будут выстраиваться на основании открытых конкурсов. Думаю, что положение о конкурсах таможня сделает под себя. Новые соглашения станут частью конкурсной документации, которая подходит ФТС. Внести изменения в неё никто не сможет. В результате расплодятся околотаможенные компании, послушные воле ФТС, готовые идти на убытки с операциями TIR, чтобы восполнить их в других, связанных с таможенным оформлением сферах. Второй вариант – национальному гарантийному объединению нужно будет представить банковскую гарантию – при существующих объёмах перевозок с применением Конвенции TIR такая гарантия должна покрывать сумму примерно в 42 млн. евро. Дело за малым – найти лиц, которые или которым дадут такую гарантию.

Есть решение Арбитражного суда о при знании письма таможни недействующим. Есть протокол Шувалова. Как возможно, что таможня всё это игнорирует?

Понимая, что наступает день икс (1 июля), когда договор с АСМАП будет расторгнут, таможня тянет время. Они находят неких латвийских перевозчиков, на чём то, видимо, когдато пойманных, которые заявляют требование о вступлении в процесс. Таким образом, процесс затягивается. Суд беспрерыв но должен откладывать дело. Каждый раз к новому заседанию может вступать в процесс новый перевозчик, а они за день буквально подают заявление. На протокол Шувалова тоже наплевали. Реально эффективным методом мог ло бы стать возбуждение уго ловного дела, чтобы привлечь к ответственности руководство ФТС за неисполнение судебного акта. Однако сделать это никто не рискнул. Нужно ведь найти лицо, чьи права нарушены. Это всегда перевозчик. Перевозчики не хотят судиться с таможней.

Между тем суд признал все письма ФТС недействующими. Означает ли это, что перевозчики могут рассчитывать на взыскание понесённых убытков?

Попытаться можно, но процесс этот будет крайне не прост. Однозначно можно взыскать лишь услуги по оформлению документов. Что касается страховой премии, то страхование в качестве формы обеспечения грузов не предусмотрено и является завуалированной формой оплаты за предоставление поручительства. В случае с банковскими комиссиями перевозчику придётся доказать, что у него не было возможности платить через другой банк, в котором комиссионные меньше. Вот такая не очень радостная картина получается с перспективами взысканий убытков. И вы говорите об этом несмотря на то, что можете лишиться клиентов? Зачем же вводить их в заблуждение, давать призрачные надежды или неверную информацию?

Ознакомиться с полным текстом статьи.

Подписаться на обновления

Required
Required
Required
Required
Required
Required