«Дедушкина» оговорка

| administrator

В отношении иностранных организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории России, законодательством РФ предусмотрена система определенных гарантий в сфере налогообложения, которые выражены в наличии стабилизационной оговорки.

Нормативно-правовое регулирование
Стабилизационная, или, как ее принято называть, «дедушкина» оговорка, представляет собой сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций, в течение конкретного периода.
Положения об этой оговорке содержатся одновременно в двух законодательных актах РФ:
— ст. 9 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — «Закон об иностранных инвестициях»);
— ст. 15 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — «Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений»).
Надо отметить, что существует некоторая коллизия этих двух законов в части применения «дедушкиной» оговорки. Оба они закрепляют практически аналогичные по своему содержанию положения о стабилизационной оговорке и оба распространяются на случаи осуществления иностранных инвестиций.
Так, Закон об иностранных инвестициях действует только в отношении иностранных инвесторов, а Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений — в отношении как российских, так и иностранных инвесторов. При этом условия реализации стабилизационной оговорки, предусмотренные указанными законами, имеют ряд отличий, в связи с чем и возникает неопределенность в их применении.
В частности, в Законе об иностранных инвестициях установлен суммовой порог в отношении приоритетных инвестиционных проектов, на которые могут распространяться правила «дедушкиной» оговорки. А в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений — нет (примеры данных различий будут приведены более подробно далее). Возникает вопрос: нормы какого закона (имеются в виду нормы, регулирующие «дедушкину» оговорку) должны применяться в случаях осуществления иностранным инвестором инвестиций в форме капитальных вложений? Закона об иностранных инвестициях (в силу того, что он является специальным законом, регулирующим правоотношения с участием именно иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ) или Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений?
К сожалению, судебной практики, которая могла бы дать ответ на данный вопрос, не существует, как и не существует в принципе прецедентов прямого применения «дедушкиной» оговорки в российской судебной практике.

Содержание стабилизационной оговорки
Суть стабилизационной («дедушкиной») оговорки, закрепленной в названных законодательных актах, сводится к следующему: новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также изменения и дополнения к ним не применяются в отношении иностранных инвесторов, а также коммерческих организаций с иностранными инвестициями в течение определенных сроков в случае, если такие нормативные акты:
1) изменяют размеры (в сторону повышения) федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом указанное положение не распространяется на случаи изменения размеров акцизов, налога на добавленную стоимость и взносов в Пенсионный фонд РФ, либо
2) приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями по сравнению с той совокупной налоговой нагрузкой, которая действовала на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, либо
3) устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций (в том числе в форме капитальных вложений) по сравнению с режимом, действовавшим на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.
Необходимо отметить, что «дедушкина» оговорка может действовать и в отношении регионального законодательства (в частности, налогового) в случаях, когда она прямо предусмотрена законами субъектов РФ.

Условия применения оговорки
Несмотря на очень схожие формулировки «дедушкиной» оговорки, содержащиеся одновременно в Законе об иностранных инвестициях и в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, они имеют ряд принципиальных отличий в части условий применения оговорки. В частности, это касается субъектного состава.
Согласно Закону об иностранных инвестициях «дедушкина» оговорка действует не только в отношении самих иностранных инвесторов, но и в отношении российских коммерческих организаций с иностранными инвестициями — организаций, созданных в форме хозяйственного товарищества или чаще всего общества (ООО, АО), в которой иностранный инвестор владеет долей (акциями) в размере не менее чем 10% уставного (складочного) капитала.
В то же время Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений распространяет действие «дедушкиной» оговорки только непосредственно на иностранных инвесторов. В этом случае опять возникает коллизия двух законов.
Возможность применения к указанным лицам «дедушкиной» оговорки зависит от наличия целого ряда довольно жестких условий.
Во-первых, она распространяется только на тех иностранных инвесторов и те коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые реализуют так называемые приоритетные инвестиционные проекты. И здесь снова расхождение двух законов в определении таких проектов.
Оба закона в качестве одного из критериев отнесения инвестиционных проектов к категории приоритетных устанавливают необходимость наличия определенного суммарного объема вложений в него. Однако Законом об иностранных инвестициях прямо установлен такой суммовой порог — не менее 1 млрд руб. А в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений дана лишь ссылка на то, что он должен соответствовать требованиям законодательства РФ, то есть. сумма инвестиций в данном случае может варьироваться. Опять-таки возникает вопрос: на какую норму в таком случае опираться? На наш взгляд, применительно к иностранным инвестициям необходимо все-таки руководствоваться нормами специального закона, то есть Закона об иностранных инвестициях.
Также Закон об иностранных инвестициях в отличие от Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений относит к числу приоритетных проектов еще и те инвестиционные проекты, в которых принадлежащая иностранному инвестору доля в уставном капитале российской коммерческой организации будет составлять не менее 100 млн руб.
В то же время названные различия в формулировках двух законов и возникающая в связи с этим неопределенность не имеют столь принципиального значения, поскольку и в том и в другом случае законом предусмотрено, что приоритетные инвестиционные проекты должны быть включены в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ. Это означает, что не все проекты, отвечающие вышеназванным признакам, признаются приоритетными и подпадают под действие «дедушкиной» оговорки. Данный вопрос в каждом случае решается в индивидуальном порядке, исходя из его значимости для экономики страны.
Отметим, что сейчас в РФ действует ряд нормативных актов Правительства РФ, регулирующих порядок отбора и утверждения перечней приоритетных инвестиционных проектов в различных сферах (1, а также утвержденных на их основании самих перечней приоритетных проектов. В основном они утверждены в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития РФ, в частности ее регионов, и охватывают различные области — промышленность (в основной массе), транспортную инфраструктуру, инновационную сферу, энергетику и т. д.
Примечательно, что названными нормативными актами Правительства установлены в каждом случае разные суммовые пороги для приоритетных инвестиционных проектов, но все они составляют менее предусмотренного Законом об иностранных инвестициях 1 млрд руб. Кроме того, они приняты в рамках Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений и ни в одном из них не дана ссылка на Закон об иностранных инвестициях, хотя в самой Стратегии социально-экономического развития РФ речь идет в том числе и об иностранных инвестициях.
Во-вторых, дополнительным условием применения «дедушкиной» оговорки к иностранным инвесторам является необходимость целевого использования ввозимых в РФ товаров иностранными инвесторами для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
В-третьих, «дедушкина» оговорка не распространяется на следующие сферы инвестирования:
— инвестирование иностранного капитала в банки и иные кредитные организации;
— инвестирование иностранного капитала в страховые организации;
— вложение иностранного капитала в некоммерческие организации, действующие в образовательной, благотворительной, научной или религиозной сфере.
В-четвертых, стабилизационная оговорка не действует в случае, если принимаются новые нормативно-правовые акты или вносятся изменения в существующие в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Стоит также обратить внимание на еще один пример неудачной формулировки закона, которая порождает ряд проблем. Дело в том, что в соответствии с Законом об иностранных инвестициях «дедушкина» оговорка распространяется на «коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля иностранного инвестора в ней составляет свыше 25%, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли иностранных инвесторов в ее уставном (складочном) капитале». И опять же возникает вопрос: распространяется ли действие «дедушкиной» оговорки на коммерческие организации с иностранными инвестициями с долей иностранного инвестора более 25%, если при этом такие организации не реализуют приоритетный инвестиционный проект?
В данном случае имеет место явный законодательный пробел, поскольку законодатель, сформулировав положение о «дедушкиной» оговорке, в качестве основного условия ее применения указал на необходимость реализации инвесторами приоритетных инвестиционных проектов, то есть проектов с большим объемом вложений, имеющих важное значение для экономики страны, в то время как стоимость доли в размере 25% уставного капитала организации может быть совсем небольшой.

Период действия и практика применения
Гарантии, которые предоставляются инвестору стабилизационной оговоркой, действуют в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение), но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.
В отдельных случаях, если срок окупаемости инвестиционного проекта превышает семь лет, Правительство РФ может увеличить в индивидуальном порядке срок применения стабилизационной оговорки. Условием такого увеличения является реализация приоритетных инвестиционных проектов в конкретных сферах деятельности — производство или создание транспортной либо иной инфраструктуры. При этом суммарный объем иностранных инвестиций в указанные проекты должен быть не менее 1 млрд руб.
Как видно из всего вышесказанного, законодательство, регулирующее порядок иностранного инвестирования, содержит массу противоречий и пробелов, в связи с чем на практике может возникнуть проблема применения положений «дедушкиной» оговорки к конкретной ситуации.
Случаев прямого применения ст. 9 и 15 Закона об иностранных инвестициях и Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в судебной практике, как было отмечено ранее, также практически не существует.
Общий вывод закономерен: в таком виде «дедушкина оговорка» просто никому не нужна, чем, собственно, на наш взгляд, и объясняется отсутствие практики ее применения.

1. Постановление Правительства РФ от 03.08.2011г. № 648; Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р; Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419.

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Required
Required
Required
Required
Required
Required