РФ нужен закон о целевом использовании сельскохозяйственных земель

| administrator

Законодательство РФ устанавливает обязанность по использованию земельного участка его собственником либо иным лицом в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием такого участка. Соответствующее положение закреплено в ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Сельскохозяйственные земли составляют основу сельскохозяйственного производства в стране, а потому законодатель всегда проявлял повышенное внимание и стремился различными способами повысить эффективность использования таких земель. Правовые механизмы позволяют в указанных целях применять к соответствующему собственнику (или правообладателю) как меры поощрительного, так и карательного воздействия. Традиционно в нашей стране наиболее действенными являются последние. По этой причине основными правовыми инструментами стимулирования целевого использование сельскохозяйственных участков являются:

1) Возможность прекращения соответствующих прав правообладателя в случае неиспользования сельскохозяйственного участка в течение трех лет путем его изъятия;

2) Установление административного штрафа за неиспользование сельскохозяйственных участков по назначению;

3) Возможность применения повышенной ставки земельного налога в отношении неиспользуемого по назначению сельскохозяйственного участка (к фактически используемым участкам применяется налоговая ставка в размере 0,3% от его кадастровой стоимости, а в отношении аналогичного неиспользуемого участка она может быть повышена до 1,5%).

Стоит отметить, что под сельскохозяйственными участками мы понимаем земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения и участки сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, разрешенное использование которых предполагает сельскохозяйственное производство.

В настоящее время, по информации газеты «Известия» http://izvestia.ru/news/538323, в Минсельхозе России подготовлен законопроект, направленный на комплексное стимулирование целевого использования сельскохозяйственных участков путем корректировки отдельных аспектов вышеуказанных инструментов.

Так, данным законопроектом планируется заменить установленный в настоящее время в твердой денежной сумме административный штраф за неиспользование указанных участков на штраф, определяемый исходя из кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (для граждан 2–3%, для юридических лиц 5–6% от такой стоимости). Отметим, что вопрос о повышении размера указанного штрафа в 2011 году вносился в Государственную Думу РФ, однако ввиду неудачной формулировки статей законопроекта дальнейшего движения он не получил: планируемые размеры штрафов превышали установленные КоАП РФ предельные размеры административных штрафов. Сказанное необходимо учесть и во вносимом Минсельхозом России законопроекте.

Кроме того, законопроектом предлагается сократить срок, который необходим для принятия уполномоченным органом власти решения об изъятии земельного участка при его неиспользовании, с трех лет до одного года. Подобная инициатива также ранее выдвигалась и также не нашла поддержки в Государственной Думе. Ответственный комитет ГД по строительству и земельным отношениям тогда указал, что ввиду применения в сельском хозяйстве системы севооборотов, при которой пахотные земли могут находиться под незасеянными парами в течение трехлетнего периода, устанавливать меньший срок для возможности изъятия сельскохозяйственных участков ошибочно. С принятием 23 апреля 2012 года Постановления Правительства РФ от № 369, устанавливающего признаки неиспользования сельскохозяйственных участков при их различном фактическом использовании, ответственным комитетом должна быть дана иная оценка подобным поправкам, которые, безусловно, могут иметь место при условии тщательной проработки соответствующих положений законопроекта.

Несомненным достоинством предлагаемого законопроекта, на наш взгляд, является планируемое повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых по назначению сельскохозяйственных участков с 0,3-1,5% до 3%. Обращение к налоговым инструментам в решении проблемы нецелевого использования сельскохозяйственных земель – наиболее действенный способ, уже оправдавший себя в ряде стран. Его преимущество в сравнении с применением мер административной ответственности выражается, прежде всего, в неотвратимости взимания платы с собственника, которое в данном случае не требует прохождения дополнительных административных процедур и, тем самым, значительно упрощается.

Говоря о последствиях реализации подобного законопроекта, стоит отметить, что собственники, у которых не окажется возможности использовать сельскохозяйственные участки по назначению, вероятно, предпочтут перевести их в земли иных категорий либо изменить их вид использования, а в перспективе – реализовать такие участки. Вследствие этого определенный процент сельскохозяйственных земель окажется вовлечен в оборот, что должно привести к понижению цен на сельскохозяйственные земли и последующему перераспределению указанных земель между более эффективными собственниками.

В целом, на наш взгляд, необходимость принятия подобного законопроекта по существу предлагаемых им изменений назрела давно и его реализация должна положительно сказаться на развитии сельскохозяйственного производства в стране.

Ссылка на публикацию.

Подписаться на обновления

Required
Required
Required
Required
Required
Required