Новые права и возможности потребителей

| administrator

28 июня 2012 года было опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17 (далее — постановление). В новом документе освещается ряд важных вопросов, являющихся распространенными в спорах потребителей и продавцов товаров и услуг. Подробнее рассмотрим те положения, которые предоставляют гражданам новые возможности в защите собственных интересов.

Одно из самых главных изменений коснулось размера и порядка возмещения убытков и неустойки.

Теперь, если потребитель возвращает некачественный товар продавцу, то размер убытка определяется гораздо проще. Суд в этом случае оценивает стоимость купленного товара и стоимость аналогичного товара, предлагаемого другими продавцами. На основании этого суд определяет денежную сумму, которую он вправе взыскать с продавца в качестве компенсации убытков, понесенных потребителем.

Что касается неустойки (штраф за ненадлежащее исполнение обязательств), то её размер определяется с учетом количества нарушений, совершенных продавцом или изготовителем. Нарушение сроков устранения недостатков или замены товара ненадлежащего качества, сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы, сроков возмещения убытков и др. — все это теперь будет считаться не вместе, а по отдельности. Чем больше нарушений, тем больше сумма штрафа. Кроме этого, суд не сможет сократить размер неустойки по собственной инициативе (как это было раньше). Теперь это возможно только в исключительных случаях, при этом продавец-ответчик должен заявить об этом, а суд должен указать мотивы, по которым он считает снижение размера неустойки допустимым.

Следующее важное изменение касается добровольной компенсации ущерба потребителю. В постановлении говорится о том, что если требования покупателя добровольно удовлетворяются продавцом до вынесения решения по иску потребителя, то это освобождает его от уплаты штрафных санкций. Данное положение, несомненно, является стимулирующим инструментом для скорейшего решения спора. Тем более, что указанные штрафные санкции составляют 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Торговля с помощью ТВ, Интернет, каталогов, рассылок (т. н. дистанционная торговля) с каждым годом все активнее развивается в нашей стране. Как следствие, все больше и больше граждан в своих расчетах с продавцами используют электронные деньги, а также безналичные расчеты. Теперь потребителям следует знать, что при оплате товара, например, в Интернет-магазине, факт совершения такой покупки может быть подтвержден ими как выпиской с банковского счета, так и иными документами, подтверждающими перевод денежных средств продавцу. Например, перевод электронных денег.

Требование о возмещении морального вреда — достаточно распространенное требование, заявляемое потребителем в своем иске к продавцу или производителю товара. Раньше для доказательства причинения такого ущерба гражданин должен был предоставить не только факты нарушения его прав (как потребителя), но и факты физических и нравственных страданий. Сейчас ситуация изменилась. Для возмещения морального вреда суду будет достаточно нарушений потребительских прав.

В сферу оказания туристских услуг новое постановление также внесло положительные изменения. Раньше туроператоры в спорах с потребителями зачастую перекладывали свою ответственность на туристические агентства и на авиакомпании. Теперь же «переводить стрелки» не получится. Например, в случае чартерных воздушных перевозок главным исполнителем и ответчиком по потребительским спорам является туроператор, а не авиакомпания.

Наконец, особое внимание гражданам следует обратить внимание на то, что новый документ фактически запрещает банкам и другим кредитным организациям обращаться в коллекторские агентства и к частным коллекторам за какой бы то ни было помощью по кредитным договорам с гражданами. Другими словами, коллекторы теперь не могут «доставать» банковских должников дома и на работе своими различными (не всегда приятными) методами и способами. Все их действия становятся незаконными. Правда, стоит отметить, что право кредитной организации передать долг потребителя коллекторам может быть прописано в договоре с гражданином. Этим банки, скорее всего, будут активно пользоваться, включая в тексты своих договоров соответствующую оговорку. Поэтому будьте внимательны, читая и подписывая предложенный вам документ.

Подведем итог. Верховный Суд РФ, приняв данное постановление, предоставил потребителям новые реальные права и возможности в защите своих интересов в реальной жизни. Что же изменилось?

1)Теперь покупателям стало гораздо проще доказать факт причиненного убытка и получить неустойку, а также возместить моральный ущерб.

2)Продавец, решивший добровольно до вынесения решения по иску потребителя компенсировать ему причиненный ущерб, избегает дополнительных судебных штрафов. Что является стимулом для решения спора в досудебном порядке.

3)Приобретая товар дистанционным способом, покупатель может подтвердить этот факт более простыми способами, чем это было раньше. Например, выпиской с банковского счета или переводом электронных денежных средств.

4)Гражданам предоставлена дополнительная гарантия защиты их интересов в противостоянии с недобросовестными туроператорами.

5)Банки и другие кредитные организации не могут обращаться в коллекторские агентства и к частным коллекторам за помощью в «выбивании» долгов с потребителей товаров и услуг.

Автор: Анастасия Подковко

Ссылка на публикацию.


Подписаться на обновления

Required
Required
Required
Required
Required
Required